Foton Aumark: среднетоннажник

Среднетоннажники марки Foton приобретают в основном частные предприниматели и мелкие перевозчики. Тем, что покрупнее, возможно, тоже будет полезен опыт владельцев, довольных выбором: недорогой и вполне надежный «китаец» окупается порой втрое быстрее именитого «европейца».
Foton Aumark

Еще пять лет назад грузовики китайских марок покупали на свой страх и риск, и действительно получали ворох неприятностей: «сыпучесть» всего и вся, долгое ожидание запчастей такого же плачевного качества и пр. Сегодня большинство из вышеназванных проблем либо сняты, либо стали незначительными на фоне выгоды приобретения недорогой, но вполне живучей техники. В частности, производства фирмы Foton, а конкретнее, ее современных моделей семейства Aumark. Та из них, что относится к малотоннажным, BJ 1039, не может соперничать с равной по цене «ГАЗелью», оснащенной таким же дизелем с того же завода, ведь в активе нижегородской «полуторки» остается возможность ремонта «на коленке» и запчасти на каждом углу. Но в классе среднетоннажников все иначе. Автомобили Foton BJ 1051 и BJ 1061 грузоподъемностью соответственно 4 и 5 тонн дилеры предлагают по цене около 900 тыс. рублей – порой не просто за голое шасси, но и даже с бортовым кузовом в придачу. Что минимум в полтора раза дешевле собираемых в России одноклассников японских марок. Не говоря уже о том, что у «китайцев» в базовой комплектации присутствует кондиционер, электростеклоподъемники и «музыка», за что покупатели «японок» – обычно, конечно, частники – доплачивают порядка 80 тыс. рублей. А фирмы европейской «большой семерки» со своими ломовыми ценами в этот сегмент российского рынка либо и лезть не пытаются, либо собирают в нем лишь крохи с барского стола.

Оценить рост популярности «китайцев» пока можно лишь субъективно – их все чаще и чаще видишь на дорогах. Ориентироваться же на статистику (см. таблицу данных аналитического агентства «Автостат») не приходится: количество стоящих на учете грузовиков семейства Aumark по ряду причин более чем скромно. Во-первых, модель достаточно молодая – ей всего шестой год, во-вторых, нет массовой составляющей пригнанного частниками секонд-хенда. Но главное – практически каждый китайский среднетоннажник, ввезенный в виде шасси, регистрируется в ГИБДД под маркой российского предприятия – надстройщика кузовов. С родным именем остаются единицы – например, 15 штук пятитонок BJ 1061 на весь Центральный федеральный округ.

Технические характеристики

Мнение

Александр Матрохин, частный предприниматель, Москва

– Новый Foton Aumark BJ 1051 я приобрел в ноябре 2012 года – это уже вторая моя машина этой марки, так что опыт эксплуатации китайских грузовиков имеется. Первый был Foton BJ 1049 Ollin 2007 года выпуска с двигателем Perkins – конструктивно куда более простой, чем нынешний, оснащенный мотором Cummins. Соответственно, и устранение проблем не требовало особых затрат времени и денег. Например, приходилось регулярно подтягивать гайки фланцев коробки передач и ведущего моста, несколько раз заменял стартер двигателя и неоднократно – втулки рессор. На машинах прошлого поколения они были из полиуретана – хватало их примерно на полгода. На современной модели Aumark втулки бронзовые, надо только вовремя шприцевать, и служить будут долго. В целом автомобиль с двигателем Cummins более комфортабельный – шум и вибрации практически исчезли. Но кое в чем новая модель стала хуже прежней. Например, вместо современных колес с цельными дисками завод зачем-то внедрил давно устаревшие с замковыми кольцами – отбалансировать такие практически невозможно.

Хорошо, что осталась пара дисков от старой машины – поставлю на переднюю ось.Foton BJ 1049 прошел у меня 190 тыс. км и был продан. Новый BJ 1051, так же как и первый, взял с промтоварным фургоном производства компании «ТТМ Центр», использую его для перевозки мебели и других товаров по Москве, подмосковью и в соседние области. Дневной пробег – в среднем около 200 км. Недоволен объемом топливного бака – 80-литрового этому автомобилю явно маловато, поскольку вместо заявленных в характеристике 11 л/100 км он потребляет около 18 л/100 км. Пока машина прошла всего 11 тыс. км, но уже полностью разъело коррозией проводперемычку, соединяющий клеммы двух аккумуляторных батарей. В результате одна из них оказалась отключенной от электрооборудования, а вторая быстро разрядилась – наступил момент, когда я просто не смог завести мотор. Пришлось срочно делать новую перемычку из подходящего по сечению многожильного провода.

Эта неисправность повлекла другую – вышло из строя тяговое реле стартера. В продаже его найти не удалось – пришлось заказывать и ждать. Слабая электропроводка – главный недостаток автомобилей Foton. Провода короткие, везде в натяжку – того и гляди оборвутся, контакты быстро окисляются, и при попадании начинаются сбои в работе электрооборудования – часто именно по этой причине загорается индикатор неисправности двигателя на панели приборов.

Характеристики двигателей

Минус на минус

Отсутствие у автомобильной фирмы исторического наследия – это, разумеется, ее недостаток. Но вкупе с другим минусом – нехваткой собственных, передовых по мировым меркам разработок – как ни парадоксально, может получиться плюс, поскольку в ход идет единственно возможная тактика заимствований. Как с согласия правообладателей, так и без оного. Надо только правильно определить, чьи творения копировать. Пока японские конкуренты, опираясь на десятилетия опыта производства своей неубиваемой техники, продолжают штамповать «приветы из 1950-х» – с футорочноконическими креплениями колес и висящими под рамой гроздьями гидроваккуумных усилителей тормозов, Foton внедряет самые беспроблемные, по мнению перевозчиков, решения. Тут и «евроступицы» по стандарту ISO, и «взрослые», полностью пневматические тормоза. Причем, в отличие от предшественников семейства Ollin, среднетоннажные модели Aumark оснащены даже пружинными энергоаккумуляторами в пневмокамерах задних тормозов – на зависть «японцам» с архаичным барабаном «ручника» на выходном валу КП.

Парк Fоton BJ 1051 на 01.01.2013

Мнение

Александр Вальчук, водитель ООО «новотех», Москва

– Автомобиль Foton Aumark BJ 1051 с промтоварным кузовом и двигателем Cummins мы приобрели полгода назад – используем его для перевозок электромонтажных изделий (провод, кабель-каналы и пр.) на строительные объекты. Машину нагружаем в пределах паспортной грузоподъемности – 4 тонны, рейсы в основном по хорошим дорогам Москвы и подмосковья, заправляемся на проверенных АЗС. На сегодняшний день пробег автомобиля около 15 тыс. км, никаких крупных поломок не было. Из мелких неисправностей отмечу отказы электрооборудования – уже меняли по гарантии блок центрального замка дверей. В целом машиной довольны, но есть ряд замечаний по поводу неприспособленности этой модели к эксплуатации зимой. В достаточно богатой комплектации, включающей даже кондиционер, отсутствует куда более полезный автономный подогреватель двигателя (особо необходим в сочетании с пластмассовым поддоном картера, который не прогреешь паяльной лампой). А учитывая, что на ТО в дилерском сервисном центре даже в разгар зимы в двигатель заливают масло класса вязкости 10W40, пуск двигателя порой становится невозможным. У меня уже был случай, когда машина утром не вышла на линию – при температуре минус 25 градусов стартер не смог раскрутить коленвал до пусковых оборотов.

Еще одна зимняя проблема – замерзание воды, попавшей под оболочку тросов привода КП. Бывает так, что, пустив двигатель утром после вечерней мойки, приходится долго гонять его на холостом ходу, отогревая тросы – иначе ни одну из передач не включить. Не продумано и утепление моторного отсека – нет точек крепления фартука, поэтому в сильный мороз, особенно при движении по трассе, двигатель не прогревается до рабочей температуры, что, как известно, существенно ускоряет его износ. Зато расход топлива весьма умеренный 12-13 л/100 км при скорости 70-80 км/ч.

Парк Fоton BJ 1061 на 01.01.2013

Повезло новому семейству Aumark и с двигателями. Конечно, моторы Cummins ISF, оборудованные топливной аппаратурой Common Rail марки Bosch, тоже китайского производства, как и Perkins Phaser, которые до сих пор ставят на среднетоннажники прежнего поколения Ollin, собираемые, в частности, на Украине (завод ЧАРЗ, г. Черкассы). Принципиальное отличие в том, что старые лицензионные «перкинсы» с механическими либо электронноуправляемыми ТНВД выпускает китайская фирма Tianjin Lovol Engines (после отзыва английской лицензии в августе 2003 года – просто «по инерции»), тогда как новые двигатели с логотипом Cummins идут с завода, который принадлежит американской фирме. Отсюда несравнимо более высокое качество, особенно навесных агрегатов. 4-цилиндровый 16-клапанный мотор семейства ISF имеет рабочий объем 3,76 л, цилиндры расточены прямо в отливке блока, привод клапанов штангами от распредвала нижнего расположения и с цепным приводом со стороны маховика. Заявленный ресурс этой коротенькой однорядной цепочки – 500 тыс. км.

Пневмокомпрессор и ТНВД приводятся шестернями от носка коленвала, а генератор, водяной насос и вентилятор – поликлиновым ремнем. Напомним, в упрощенном (торговом) обозначении моделей двигателей Cummins (например, ISF 3.8s 3141) буквы вначале указывают на автомобильное предназначение семейства, затем приведен рабочий объем в литрах, а далее, после буквы s – четыре цифры: 3 – экологический класс Евро-3, 141 – мощность в лошадиных силах. Внимание! Множество различных источников информации, в том числе дилерских сайтов, для более мощного мотора ISF 3.8s 3154 (в отличие от 3,76-литрового ISF 3.8s 3141) ошибочно указывают рабочий объем 3,99 л. Хотя двигателя семейства ISF такого объема не существует – это кубатура старого «перкинсовского» мотора Phaser 135Ti-30, случайно попавшая в другую техническую характеристику, впоследствии растиражированную в сети Интернет. На самом деле Сummins для среднетоннажников Foton бывает только объемом 3,76 л в двух вариантах настройки мощности: 141 и 154 л. с., предназначенных соответственно для моделей BJ 1051 и BJ 1061 (см. таблицу).

Шестиступенчатая коробка передач производства китайской фирмы Zhejiang Wanier Transmission вполне надежна. Разве что уплотнение тросов механизма переключения оставляет желать лучшего – попавшая под оболочку вода, замерзнув после мойки машины, блокирует привод намертво. По конструкции ходовой части Aumark отличается от европейских среднетоннажников отсутствием сайлентблоков – все шарниры на бронзовых втулках и снабжены прессмасленками. Каждые 10 тыс. км все эти узлы смазки, включая шкворни передней подвески, крестовины и шлицы карданного вала, надо шприцевать.

Мнение

Анатолий Цыганков, генеральный директор ооо «Автофура», официального дилера ооо «Фотон Мотор», Москва

– С появлением автомобилей новой модели Foton Aumark, оснащенных двигателями Cummins, случаи преждевременного выхода из строя деталей и узлов сократились в разы. Не припоминаю, чтобы на этом двигателе нам приходилось заменять стартер или генератор, тогда как на моторах семейства Perkins Phaser машин предыдущего поколения эти агрегаты порой отказывали при минимальных пробегах. Гораздо долговечнее пневмокомпрессоры, что идут на комплектацию двигателей Cummins – пока не было случаев, чтобы изношенный агрегат гнал масло в привод тормозов. Заметно дольше теперь служит сцепление – его диаметр увеличен с 320 до 350 мм. Тем не менее бережное отношение к технике и своевременное техобслуживание по-прежнему необходимы. Регулярные перегрузы ведут к ускоренному износу шарниров рессор и рулевых тяг. Кроме того, резко сокращается срок службы шин – первый признак того, что они работают с нештатной нагрузкой – появление радиальных трещин на боковинах. Каждые 10 тыс. км автомобиль должен проходить ТО со смазкой всех узлов трансмиссии и ходовой части через прессмасленки. Благодаря этому обеспечивается приемлемая долговечность, в частности, шкворневых узлов передней подвески – даже в самых неблагоприятных условиях эксплуатации на разбитых провинциальных дорогах их детали служат не менее 80 тыс. км. Полости ступиц колес прессмасленками не оборудованы, поэтому чтобы пополнить в них запас консистентной смазки, требуется частичная разборка узла, причем картой техобслуживания эта работа предусмотрена после первых 2000 км пробега.

Несмотря на то, что система Common Rail, которой оборудованы двигатели Cummins, считается более требовательной к качеству топлива, чем простой механический впрыск на старых двигателях Perkins Phaser, особого роста обращений клиентов по поводу неисправностей топливной аппаратуры нет. Но при необходимости любую диагностику и ремонт мы как авторизованный сервисный центр марки Cummins делаем – специальное оборудование и обученный персонал имеются, как и запчасти: форсунки, ТНВД, подкачивающие насосы и пр. В целом былые проблемы с деталями к грузовикам Foton давно изжиты – мы держим на складе сервисного центра как мелочевку широчайшего ассортимента, так и крупные узлы в сборе: коробки передач, мосты и др. На случай аварий имеются штампованные панели и все стекла кабины. Запчасти у нас – только оригинальные: к двигателям – с логотипом Cummins, к топливной системе – марки Bosch, остальные – с маркировкой Foton.

Автомобили Foton для российского рынка собирают на заводе в Пекине, их VIN-номера начинаются на LVB. Вероятность попадания к российскому перевозчику машины украинской сборки с VIN-номером на Y6J крайне мала.

Мнение

Константин Лаврентьев, частный предприниматель, Альметьевск, Татарстан

– Моя работа связана с перевозкой стройматериалов, поэтому была нужна бортовая среднетоннажная машина с краном-манипулятором. Сначала искал подержанную праворульную из Японии – на вторичном рынке их достаточно много именно с КМУ. Однако цены оказались неадекватны возрасту – порядка полутора миллионов рублей за автомобиль выпуска конца 1990-х годов. Поэтому решил брать китайский, тем более что получить кредит на новую машину проще. Шасси Foton Aumark BJ 1061 с двигателем Cummins брал у официального дилера, бортовой кузов поставили в Набережных Челнах на КАМАЗе, а 3,2-тонный кран-манипулятор китайской фирмы XCMG – на ЗАО «Машиностроительный завод» в подмосковном Сергиевом Посаде. Машина в сборе обошлась в 1,8 млн рублей. По характеристикам – именно то, что мне нужно для перевозки поддонов с кирпичом или шлакоблоками: грузоподъемность – 3,8 т, вылет стрелы – до 9 метров, высота подъема – до 10,5 метра. Несколько разочаровала прочность бортов камазовской платформы: стальной профилированный лист легко мнется при случайном касании вывешенным на крюке массивным грузом. Буду усиливать приваркой дополнительного металла.

За полгода, прошедшие с момента приобретения, машина прошла около 15 тыс. км – для техники, проводящей много времени на разгрузке собственным КМУ, это нормальный пробег. Никаких неисправностей шасси не возникало, были только мелкие неполадки (течи гидравлической жидкости) надстройки. На обледенелых зимних дорогах отлично себя проявила система АБС – тяжелый грузовик тормозит, как хороший легковой автомобиль, даже без признаков заноса кормы. Расход топлива получается несколько больше заявленных заводом 14 л/100 км – в груженом состоянии около 17 л/100 км.

Цены оригинальных запчастей*

Что ломается?

Основной бич владельцев автомобилей Foton – некачественная электропроводка. Мало того что изоляция проводов сделана из полимера, предрасположенного к появлению трещин, так еще и сечение медных жил выбрано по нижнему пределу минимально допустимой для расчетной силы тока величины. Поскупились китайцы не только на диаметр, но и на длину – нехватка каких-нибудь пяти миллиметров вызывает натяг жгутов и, как следствие, еще более ускоренное растрескивание изоляции и обрыв жил. Такая жесточайшая экономия меди должна вызвать недоумение у всякого, кто видел в наших хозяйственных магазинах китайские навесные замки с массивными латунными корпусами по смешным ценам – ну зачем они уродуют дорогой, за $30 000, конечный продукт, если этого цветного металла у них, как грязи?.. На практике все это выливается в регулярные отказы электрооборудования, при первых признаках которых рукастые владельцы заменяют жгуты на самодельные и герметизируют разъемы. Благо в России всегда была, есть и пока остается своя гордость – продукция завода «Москабель», который выпускает отличные медные провода аж с 1895 года.

Нормативы работ*

В остальном грузовики Foton оказались на удивление живучи – сроки службы деталей, как правило, сопоставимы с привычными для машин этого класса. Сцепление ходит 80-150 тыс. км в зависимости от условий: город или трасса. Шарниры рессор и рулевых тяг, а также ремкомплекты шкворневых узлов – около 100 тыс. км. Отлично сопротивляются коррозии кабины – даже те, что пережили у нас пять зим, пока не «зацвели». Эксплуатационные расходы на Foton при пробегах до 200 тыс. км мало отличаются от таковых для европейских среднетоннажников ценой в три миллиона рублей. Ну а намотав два круга, можно и не дожидаться, пока прославленные «миллионники» именитых брендов докажут свое превосходство в долговечности. Продать дважды окупившего себя «китайца» – да и дело с концом! И опять взять новый...

Подпишитесь на «За рулем» в