Съезд автодилеров: как найти копеечку

В столичном комплексе «Крокус Экспо» прошел форум, который организовала Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД).

Андрей Петренко, президент РОАД:

«Российскому авторынку уже 20 лет, и ему давно нужна площадка, где профессионалы могли бы делиться опытом».

Конвенция российских дилеров собрала профессионалов автобизнеса. Вдобавок к непривычному названию она и по формату была необычной: за два дня прошли конференция, практические семинары и выставка. РОАД не стала выдумывать велосипед, а взяла за образец конвенции, которые ежегодно проводит в США Национальная ассоциация автодилеров (NADA). Правда, у американцев в этом году прошла уже 96-я и собрала около 20 тысяч участников, но у нас ведь всего первая конвенция. И сразу около тысячи участников! Причем это представители не только дилерских центров, но и страховых компаний, банков, производителей комплектующих, поставщиков оборудования...

«Думаю, со временем наш форум станет таким же значимым для российских дилеров, как конвенция NADA – для американских, – уверен президент РОАД Андрей Петренко. – Российскому автомобильному рынку уже двадцать лет, он становится цивилизованным, ему нужна и организация, защищающая интересы дилеров, и площадка, где профессионалы могут делиться опытом».

Российская ассоциация автомобильных дилеров создана в 1994 году. Сейчас она представляет интересы около 500 дилеров по всей территории России. На долю компаний, входящих в РОАД, приходится 40% продаж иномарок в стране. Отрасль, где работают свыше 300 тысяч человек, вносит значительный вклад в экономику, а объем выручки в авторетейле превышает прибыль сельского хозяйства! О чем шла речь на конференции, круглых столах, стендах выставки? В первую очередь участники пытались понять, как будет развиваться рынок России в ближайшее время. Последние три года он рос небывалыми темпами, но сейчас начал проседать. Первые итоги нынешнего года не радуют: минус 4% по итогам марта. Поэтому можно осторожно предположить, что в 2013-м рынок не вырастет. Хотя и не упадет (и то радость!). Причем с высокой вероятностью реализация автомобилей премиум-класса увеличится. Продажи в Москве и Санкт-Петербурге просядут, в регионах же чуть прибавят.

Понятно, что в этих условиях работать дилерам становится непросто. Общее мнение выразил Владимир Моженков, директор дивизиона «Таганка» (ГК «АвтоСпецЦентр»): «Надо собирать по копеечке, чтобы получить пятак. Учиться зарабатывать на всем – на услугах, на комиссии… Продажами новых машин уже ничего не заработаешь».

И это факт. Дилерская маржа (во всяком случае, при работе с бюджетными моделями) давно стремится к нулю. И тут каждый выбирает, что взять из мирового опыта, чтобы спасти свой бизнес. Самый понятный уже сегодня вариант – работа с подержанными автомобилями (эта тема в числе прочих активно обсуждалась в ходе конвенции). Надо сказать, вторичке российские дилеры пока не уделяли должного внимания. Между тем на каждые два проданных в стране новых автомобиля приходится четыре-пять бэушных. Но вся эта масса пока «проезжает» мимо официальных дилерских центров, которые охватывают не более 5% вторичного рынка.

Пренебрежением к этой теме особенно выделяется Москва. Две трети подержанных машин не остаются в столице, а уезжают к новым хозяевам в разные регионы. Например, некие бизнесмены наладили поставку не новых машин из Москвы в Новосибирскую область. Бизнес оказался интересен всем: продавцам в столице, покупателям в Сибири, перегонщикам… Да мало ли кому, только не официальным дилерам в этих крупнейших городах!

P.S. Латинское слово «конвенция» означает «соглашение». Кажется, дилеры в большинстве своем уяснили, что важнее всего в нынешнем мире – выработать некие общие правила, а не вести бессмысленные ценовые и прочие войны, от которых один вред и продавцам, и производителям. Да и покупателям тоже.

Подпишитесь на «За рулем» в