Вторичный рынок: старикам здесь не место

Как складывается жизнь нового авто в России после четырех-пяти лет эксплуатации? Какие марки и модели меняют владельцев чаще всего? Куда они потом уезжают? Автор искал ответы у специалистов агентства «Автостат».

Чтобы не утонуть в дебрях, мы решили изучить судьбу автомобилей, купленных новыми в 2008 году. Тогда, напомню, было продано 2,74 млн. легковых и легких коммерческих машин. Год был успешным, прирост составил 25%, а вот дальше рынок новых автомобилей упал. Зато сильно окрепла вторичка: среди проданных на каждую новую машину приходилось 2–2,4 подержанных. Что поделаешь – кризис… В результате сегодня довольно много пятилетних автомобилей уже перешло в другие руки.

По данным агентства «Автостат», в 2012 году на вторичном рынке было продано 5,42 млн. легковых автомобилей – почти в два раза больше, чем новых. Из них машин в возрасте до четырех лет – 1,76 тыс. штук. За первые четыре года эксплуатации хозяев сменили примерно 38% автомобилей выпуска 2008 года.

Понятно, что самый большой выбор секонд-хэнда – в Москве и Московской области, далее идут Краснодарский край, Ростовская и Свердловская области. Причем регионы предсказуемо отличаются друг от друга с точки зрения структуры рынка. Например, в столице половина предложений – автомобили в возрасте до пяти лет, а в Ростовской области на долю относительно свежих машин приходится только 32%.

Москва была и остается основным поставщиком подержанной техники для всей страны. В прошлом году здесь перепродали 470 тыс. машин, 61,4% которых разъехались по стране. В соседних регионах (Владимирская, Калужская, Тульская, Нижегородская области) московские машины занимают более 10% местного вторичного рынка. Немало бывших «жителей столицы» переезжает в Краснодарский край, Ростовскую и Новосибирскую области. Похоже, этот бизнес явно прибыльный. Например, весной «Форд-Фокус» 2008 года выпуска в Москве можно было купить в среднем за 406 тыс. руб., а продавался он в Краснодаре уже за 470 тысяч. «Ладу-Приора» того же года выгоднее было купить в Санкт-Петербурге (211 тыс. руб.), а перепродать – в Белгороде (240 тыс. руб.).

Марки и модели явно различаются по степени привязанности хозяев. Чаще всего меняют владельцев БМВ. Уже через четыре года после покупки баварская «пятерка» обычно выставляется на продажу. Это связано не с надежностью, а с престижностью. Четыре года – средний срок смены поколений баварских автомобилей, к моменту продажи уже появляется новая модель. Вот она, ярмарка тщеславия! А дольше всех живет у одного хозяина «Тойота-Ленд Крузер Прадо»: из 14,5 тыс. вседорожников, проданных в 2008-м, к нынешнему году перепродали всего тысячу. Стиль этих машин меняется небыстро, надежность на самом высоком уровне, поэтому с годами цена перепродажи падает несильно. А раз так, зачем продавать любимый автомобиль?

Еще интересные цифры. По данным исследования, средний срок владения новым автомобилем составляет 4 года и 9 месяцев. У второго хозяина машина живет меньше – в среднем 3 года и 5 месяцев. Потом, как правило, она меняет еще пару владельцев – и отправляется в утиль в возрасте 12 лет. За этот рубеж переваливают единицы – наша страна не очень добра к старикам. В том числе с колесами.

Подпишитесь на «За рулем» в