На "оке" по 10 странам

НА "ОКЕ" ПО 10 СТРАНАМ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

Через границы

НА "ОКЕ" ПО 10 СТРАНАМ

Тесен мир. Наш корреспондент неожиданно встретил на улице близ Франкфуртского салона необъявленную премьеру - видавшую виды "Оку" с родными московскими номерами.

Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Номер я запомнил, остальное было делом техники. И вот передо мной фамилия, адрес и телефон хозяина той машины. Однако встретиться с ним оказалось не просто: в Москву Эдуард Шарков вернулся лишь под Новый год, проведя в западном турне без малого пять (!) месяцев. Тем интереснее оказался его рассказ. Впрочем, для беседы нам понадобился... сурдопереводчик: Эдуард глухонемой.

Вот о чем он поведал.

"Это путешествие для меня не первое. Раньше удалось посмотреть мир из микроавтобуса " Дэу Дамас", а теперь вот "Ока" серпуховской сборки. Приобрел ее в 1996 году и успел наездить около 40 000 километров. Крупных неприятностей с автомобилем не случалось, и я без особых раздумий решился на дальний вояж. Правда, друзья предостерегали: мол, не выдержит твоя "Ока", запчастей к ней нигде не найдешь, тихоходна она, и т. д., и т. п. Я их не послушал. Необходимую (но так и непригодившуюся) мелочевку взял с собой, погрузил на крышу три запаски, для остального скарба соорудил самодельный навесной багажник на задней двери и отправился с другом в путь.

Что случалось по дороге? Да ничего особенного. Пробег наш с "Окой" составил 21 400 километров, и за это время только дважды возникли неполадки: прохудился шланг с "Тосолом" и возрос "масляный аппетит" из-за маслосъемных колпачков. Да еще на обратном пути, в Венгрии, малость не рассчитал и врезался в сугроб на обочине. Пришлось подварить несложную деталь подвески в местном сервисе.

Вызывала ли "Ока" интерес? Не то слово! Часто местные водители обступали машину плотным кольцом, удивленно качали головами и что-то оживленно обсуждали. Потом не раз предлагали какую-то сумму денег - видно, в знак уважения к необычности нашего путешествия. Кстати, оно продолжалось столь долго, потому что значительное время я провел в Германии.

Здесь есть что-то вроде колонии неговорящих эмигрантов из России. Они предоставляли нам жилье, помогали найти приработок. Я - столяр-краснодеревщик, занимаюсь резьбой по дереву, инкрустацией. Хотя официально иностранцам работать за рубежом без разрешения запрещено, никто не против, если я, например, помогу кому-то отремонтировать мебель, квартиру... В общем, оказалось, жить можно, я даже вызвал из Москвы жену Лену - пусть тоже мир посмотрит. Дальше мы путешествовали уже вместе.

Дорожная полиция? Она вполне лояльна. В Чехии, правда, потребовали купить "грин-карту" (страховка гражданской ответственности - ред.). Ну что ж, просьба законная. Да, еще был интересный случай. В Германию не пускают без техосмотра, "тюф" по-ихнему. К тому же, оказывается, по требованиям экологии нельзя, чтобы пробка бензобака торчала снаружи, как на нашей "Оке", - должен быть металлический лючок. Ну откуда у меня этот "тюф"? Достал лобовичок московской ГИБДД на 2001 год, протягиваю полицейскому. Вертел он его, вертел, потом вздохнул, показал пальцами "о'кей" и отпустил с миром.

Вообще тамошняя полиция весьма предупредительна и готова помочь заплутавшему водителю. В сложных случаях мы выставляли в ветровое стекло фрагмент карты с интересующим нас местом, подъезжали к пикету дорожной полиции или просто регулировщику и сигналом привлекали его внимание. Ни разу нам не было отказано в помощи и подробном разъяснении на языке жестов. Между прочим, на границах у них есть полицейские-сурдопереводчики, но тут проблема. Наш язык состоит как бы из двух частей: универсальных жестов, объясняющих определенные понятия (здесь нет сложностей), и жестов, соответствующих отдельным буквам. Вот тут уже без знания иностранного языка сложно.

Какая полиция самая придирчивая? Да конечно же, украинская ДAI. Это даже придирчивостью не назовешь. Что-то похуже. На обратном пути нас первым делом оштрафовали на десять долларов за отсутствие наклейки RUS сзади. Да, знаю теперь, такую надо иметь. Но ведь в остальных девяти странах никто даже внимания на это не обратил! Да и потом, от Киева до Москвы штрафовали нещадно: смотрели все - аптечку, огнетушитель, выхлоп... А у нас мотор дымит из-за проклятых колпачков. Ну, значит, "доллар давай"! В следующий раз и туда и обратно поеду только через Белоруссию. Или паромом через Скандинавию. Будет ли следующий раз? Обязательно! Я ведь так и не доехал до Испании-Португалии. Думаю, еще один круиз "Ока" выдержит - дороги там не нашенские.

Криминал? О да, с ним пришлось познакомиться в Германии - с моей машины украли... наш российский багажник. Может, в музей продадут? Пришлось покупать другой, его вы и видите на фото.

Что-нибудь забавное? Да много чего было. Ну вот хотя бы история с автобанами, может, пригодится кому. Тамошние водители не привыкли к таким тихоходам - надпись "Ока" ничего им не говорит. Поэтому даже в крайнем правом ряду догонят и ну сигналить - давай, мол, быстрее, чего ползешь! Раздражает, конечно. Что тут делать, как быть? С ребятами советовался. Надоумили все-таки: немцы народ законопослушный. Висит, скажем, на заднем стекле знак "70", значит, быстрее водитель ехать не имеет права. Почему - неважно. Повесил знак. И точно: подъедут сзади, посмотрят и сразу берут влево. Потом еще в окно приветственно машут, все о'кей, показывают.

Что посмотрели? Да все и не перечислить. Поднимались на Эйфелеву башню, были на месте гибели принцессы Дианы... Да и по горным районам Италии, Франции, Австрии и Венгрии вдоволь накатались. Ничего, тянет машинка. Медленно, зато верно. Память теперь останется надолго, детям, друзьям есть что показать. Мы ведь не только фото наснимали, еще и большой видеофильм сделали. Без звука, правда, - нам он ни к чему, зато в цвете".

Ну что ж, пора прощаться с этим удивительным московским путешественником и пожелать ему следующего столь же успешного пробега. Тем более, что "ВТТ Трейд", дилер СеАЗа, обещал помочь в подготовке машины. Счастливо! До новых встреч.

Подпишитесь на «За рулем» в