Что у вас в колесах?

ЧТО У ВАС В КОЛЕСАХ?

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ИЗМЕРЕНИЯ

ЧТО У ВАС В КОЛЕСАХ?

НОРМАЛЬНЫХ МАНОМЕТРОВ НЕТ!

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЖБЫРЬ, БОРИС ЧЕРЕПАНОВ,

УРАЛЬСКИЙ НИИ МЕТРОЛОГИИ ГОССТАНДАРТА РФ

Давление у всех должно быть в норме - как у хозяина, так и у автомобиля. Чтобы накачать передние и задние колеса с нужной точностью (до уровня, рекомендуемого заводом-изготовителем), требуется не только компрессор, но и манометр. Здесь-то и начинаются проблемы. Для достижения этой самой точности относительная погрешность средства измерения не должна превышать 1% - поверьте метрологам. А теперь познакомимся с реально существующими в РФ шинными манометрами ручного давления - их перечень дан в таблице.

Обратите внимание: погрешность манометра каждый производитель задает по-своему - кто в абсолютных единицах, а кто классом точности. Ничего сложного в этом нет: первое - это цена деления шкалы, второе - допустимая ошибка на верхнем пределе измерений, выраженная в процентах. Пересчитать одно в другое очень просто...

Возьмем, например, казанский манометр "Момент". Умножаем величину верхнего предела (0,4 МПа) на показатель класса точности, то есть на 4, и делим на 100 - получаем 0,016 МПа (или 0,16 кгс/см2): это и есть погрешность прибора в абсолютных единицах. Кстати, если мы захотим измерить им меньшее давление, например, равное 2,0 кгс/см2, то относительная погрешность тут же пропорционально увеличится и составит 0,16/2х100%=8%. Ту же цифру можно получить иначе: взять исходные 4% и умножить на отношение верхнего предела шкалы к интересующей нас отметке - 4%х0,4/0,2=8%. В общем, чем ближе к началу шкалы, тем хуже точность измерений... Более того, при давлениях, выходящих за границы диапазона, манометры имеют полное право показывать "погоду в Африке", а соответствующие деления шкалы могут вообще отсутствовать!

А теперь вспомним про вышеупомянутый 1%... Мы пришли к неутешительным выводам: ни один из перечисленных в таблице приборов не может обеспечить требуемую точность измерений! И это без учета того, что в сопроводительной документации большинства изделий нет предупреждения о дополнительной погрешности, связанной с пространственным положением манометра... Кстати, она сопоставима с основной погрешностью.

Невесело. А ведь для решения других задач в практике давно используются манометры классов точности 1 и 1,5, которые позволяют измерять давление в колесах с нужной точностью. Остается помечтать о том времени, когда подобными приборами обзаведутся автосервисы, транспортные предприятия и бензоколонки - в этом случае мы с вами будем проверять давление в шинах цивилизованным путем. А из багажников исчезнут ненужные безделушки...

Подпишитесь на «За рулем» в