Встреча с "главной феминисткой"

Встреча с "главной феминисткой"

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЖЕНСКИЙ КЛУБ

РУБРИКУ ВЕДЕТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

Встреча с "главной феминисткой"

МАРИЯ АРБАТОВА: "В "ВОЛГЕ" Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ЗАЩИЩЕННОЙ"

Справка ЗР. Мария Арбатова родилась в 1957 году. Училась на философском факультете МГУ, окончила Литературный институт им. Горького. Автор 14 пьес и 8 книг. Пять лет на канале ТВ-6 была соведущей женского ток-шоу "Я сама". В качестве эксперта участвовала в написании предвыборной президентской программы Бориса Ельцина. С 1996 года руководит "Клубом женщин, вмешивающихся в политику".

- Мария Ивановна, с легкой руки СМИ вас называют "главной феминисткой России". А с чего вообще начался ваш феминизм?

- Еще в школе я не могла понять, почему мальчику за самостоятельность мышления повышают оценку, а мне, наоборот, снижают? Когда подала на философский факультет, люди - вроде бы вменяемые - говорили: "С ума сошла?! Ты же красивая девка, а тебя никто не возьмет замуж!" На первом курсе Литинститута родила близнецов - и тут началось: "Раз у тебя двое детей, ты не можешь быть писателем! Забудь об этом, иначе ты плохая мать!" А мыслимо ли, чтобы такое сказали мужчине, имеющему детей?

- Вам никогда не хотелось родиться мужчиной?

- Никогда! Ни одной секунды! Хоть я, конечно, очень люблю говорить, что будь я мужчиной, то уже давно при своем темпераменте и способностях стала бы, по меньшей мере, вице-премьером. Но почему-то мне и так нравится. (Смеется.)

- Вы боретесь за права женщин, а сами не получили даже водительских прав. Почему?

- Я очень ленива, да и просто некогда этим заниматься. Рано или поздно, конечно, все равно придется.

- В Англии вас спрашивали, какой марки ваша машина, и, узнав, что ее нет, приходили в ужас: "Как же вы передвигаетесь?!!" Далее цитирую по вашей книге: "На метро и автобусе". - "Но ведь это дорого и неудобно!" - "Нет, это дешево и неудобно"... Вы до сих пор пользуетесь общественным транспортом?

- Нет. Спокойно выхожу на улицу, ловлю машину самую задрипанную с водителем постарше и социально побеспомощнее... Лучше я заплачу ему, чем сопляку, который тут же выкинет эти деньги на ветер.

- Очень многие наверняка удивляются, увидев вас в невзрачном автомобиле. Вам это безразлично?

- Абсолютно! Мне нужно, чтобы машина ехала. Вообще-то, как ни странно, мне больше всего нравится "Волга". Я чувствую себя в ней защищенной. Но у меня проблемы с ногой, поэтому мне нужна машина с коробкой-"автоматом". В Нижнем Новгороде на дне рождения у Бориса Немцова я спросила мужиков с ГАЗа, могут ли они сделать мне "Волгу" с такой коробкой. Они подумали и говорят: "Знаете, лучше купите "Ауди", это вам по цене будет то же самое".

- Не лучше ли нанять на обычную "Волгу" персонального шофера?

- (Смеется.): Ну, разве что очень молоденького хорошенького мулата.

- Многие наши читательницы, управляя автомобилем, страдают от пренебрежительного и хамского отношения водителей-мужчин. Как вы посоветуете с этим бороться?

- В свое время Галина Васильевна Старовойтова говорила мне: чтобы конкурировать с мужчинами в политике, нужно быть в десять раз умнее и собраннее. Здесь то же самое: нужно водить лучше их! Ведь в качестве объекта для сброса агрессии выбирают слабого.

- Думаю, дело не только в классе вождения. Присутствие женщин на дороге мешает мужчинам самоутверждаться.

- Конечно. Влезли в их огород, в их любимую игру. Кто он теперь, если не может даже остановиться и спросить: "Девушка, вас подвезти?" А уж если у нее машина лучше!.. Но вообще-то поведение на дорогах - это кардиограмма страны. Как живем, так и водим. Могу заверить, что сейчас в Москве водят просто ажурно по сравнению с 91-м годом!

- Культурнее?

- Конечно. Потому, что экономически сегодня лучше, и народ стал спокойнее.

- Это правда. Но для морального климата дорог женщина может сделать не меньше экономики. Когда за рулем у нас будет не десять процентов женщин, а сорок-пятьдесят, как на Западе, движение станет куда более мягким и человечным.

– Не сомневаюсь.

Подпишитесь на «За рулем» в