Холодильник с мотором — журнал За рулем

Холодильник с мотором

ХОЛОДИЛЬНИК С МОТОРОМ

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

ХОЛОДИЛЬНИК С МОТОРОМ

КОНДИЦИОНЕР В АВТОМОБИЛЕ —

УЖЕ НЕ ПРИХОТЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН, ГЕННАДИЙ ЛЕБЕДЕВ

Знойный июльский день, солнце печет невыносимо. От раскаленного асфальта так и пышет жаром, а впереди, насколько хватает глаз, мертвая пробка. В машине еще хуже: здесь жара не за 30 — за 50. К удушающему летнему зною подмешан угар выхлопных газов и приторный запах недогоревшего дизтоплива от соседнего грузовика. Вентилятор радиатора ревет почти без перерывов, стрелка указателя температуры подползает к красной черте...

Почему же водитель и пассажиры соседнего автомобиля как ни в чем не бывало беседуют, подняв зеленоватые стекла? Кондиционер!

ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Это устройство по принципу действия напоминает домашний холодильник. Пожалуй, разница только в том, что компрессор приводится не электромотором, а двигателем внутреннего сгорания, а радиаторы для повышения эффективности снабжены вентиляторами. А вот условия работы бытового прибора и бортовой системы различаются заметно. Корпус холодильника непрозрачный и прекрасно теплоизолирован, а кузов автомобиля, увы, совсем не похож на термос.

Домашнему холодильнику вполне хватает скромного электрического компрессора, чтобы поддерживать внутри прохладу. Автомобильный же кондиционер может потреблять до 10 кВт мощности двигателя, что, естественно, не останется незамеченным.

ЗА СТЕКЛОМ

Все знают, что закрытый салон автомобиля, оставленного под солнечными лучами на несколько часов, превращается в парник. Насколько может повыситься температура в салоне? В наших опытах участвовал новый БМВ-320i темно-синего цвета, оснащенный климатической установкой и атермальными стеклами.

Эксперимент провели в жаркие летние дни. Начальная температура воздуха в салоне автомобиля, оставленного под лучами полуденного солнца, +27°С, на улице в это время было +26°С. Уже через час салон прогрелся до +42°С. А когда окружающий воздух накалился до +34°С, жара внутри машины перевалила 50-градусную отметку. И это несмотря на атермальные стекла, которые под солнечными лучами нагрелись еще сильнее — до 64°С (!).

Впрочем, южнее не редкость и куда более высокие температуры. Аналогичные эксперименты зарубежных коллег на юге Италии зафиксировали температуру воздуха в салоне более 80°С и нагрев окрашенных в темные цвета поверхностей — свыше 100°С. Будь металл автомобильного кузова потолще, на крыше впору было жарить яичницу.

К сожалению, салоны большинства современных автомобилей нагреваются на солнце сильнее, чем у старых. Причина в дизайне — нынче модны большие, сильно наклоненные выпуклые стекла. Они-то и превращают машину в парник на колесах. Стекло пропускает видимый свет и коротковолновые инфракрасные лучи солнца, но отражает внутрь испускаемые нагретыми деталями салона «длинные» инфракрасные волны — чем не теплица! Атермальные стекла значительно слабее пропускают инфракрасное излучение и при этом почти не препятствуют лучам видимой части спектра. Обычно у таких стекол легкий зеленоватый или голубоватый оттенок, а их эффективность можно оценить без сложных приборов — настоящие атермальные стекла сильно нагреваются под солнечными лучами, в то время как обычные или просто слегка тонированные стекла остаются прохладными на ощупь.

Впрочем, не имеет значения, 50 или 70 градусов в салоне: то и другое неприемлемо. Оптимальной, комфортной температурой считают +24...26°С — добиться таких показателей в жару без кондиционера нереально.

СТЕКЛА НЕ ЗАПОТЕЮТ

Что может кондиционер? В наших экспериментах мы без особого труда достигли разницы более 10°С между наружной и внутренней температурами — без учета солнечного нагрева. Если же измерять температуру не в тени, а на открытой площадке, разница может превысить 20°С. Столь же внушительны отличия во влажности воздуха: если за окном 60%, то в салоне только 20%.

Но поддержание оптимальной влажности «не входит в компетенцию» большинства автомобильных климатических установок — важнее обеспечить прозрачность стекол. Излишняя сухость не столь снижает работоспособность водителя, как раскаленный воздух в салоне.

Между прочим, способность кондиционера понижать влажность воздуха можно с успехом использовать, чтобы предотвратить запотевание стекол. Для этого даже не надо направлять к ним охлажденный воздух. Просто включите кондиционер (только не в режиме рециркуляции!) — через пару минут стекла автомобиля станут прозрачными, даже если за окном дождь, а в салоне не вполне трезвые пассажиры. Главное — помнить: применение кондиционера в качестве «антизапотевателя» сродни наркотической зависимости — воспользовавшись им раз, вы больше не выключите его до конца поездки, или придется открывать окна. Жаловаться на чрезмерную прохладу нет повода — кондиционер можно использовать вместе с отопителем, тогда в салон будет поступать осушенный и подогретый воздух.

КОНДИЦИОНЕР

ИЛИ КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ?

Принципиальная разница между этими устройствами такова: климат-контроль автоматически поддерживает заданную температуру в салоне, а производительность кондиционера вы регулируете самостоятельно. Каковы же преимущества автоматической системы, помимо удобства пользования?

Главное ее достоинство в том, что она избегает крайностей и заботится о здоровье водителя и пассажиров. Порой трудно противостоять желанию направить в лицо струю прохладного воздуха. Между тем скорость потока на выходе из дефлекторов достигает 6–8 м/с, а его температура может опускаться ниже +3°С. Такой «прохладный ветерок» простудит любого «моржа», а незакаленного человека доведет до воспаления легких. Правильный климат-контроль намного тактичнее: здесь скорость потока не превышает 2–2,5 м/с, а температура — не ниже 10–12°С. Конечно, остывает салон медленнее, но шанс простудиться на порядок ниже. Другая особенность климат-контроля — приспособляемость к внешним условиям. Он быстро и адекватно реагирует на изменение освещенности или скорости автомобиля, не заставляя водителя отвлекаться от управления.

Тем же, кто использует обычный кондиционер или климат-контроль в ручном режиме, следует помнить: лучше, если температура воздуха в машине будет ниже уличной не более чем на 6–8 градусов, даже если климатическая установка позволяет «морозить» и дальше. Сильные контрасты вредны для здоровья. Холодный воздух лучше всего направлять через дефлекторы передней панели на потолок салона немного выше головы водителя или задействовать специальный верхний дефлектор, расположенный в середине «торпедо». К сожалению, он встречается далеко не во всех машинах.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

Сколько потребуется времени, чтобы охладить салон раскаленной на солнце машины до комфортной температуры? Не меньше 20 минут. А известно ли вам, что это время можно сократить вдвое, если просто проехать первые несколько километров с открытыми окнами? Знаете ли вы, что включение рециркуляции воздуха в режиме кондиционирования помогает увеличить эффективность охлаждения в несколько раз? И еще: почему мудреный климат-контроль иногда вовсе не желает охлаждать воздух? Даже при полной исправности устройства разгадка бывает очень простой — один из дефлекторов дует прямо на датчик температуры... Почему кондиционер «выдыхается» именно в знойном июле? Вовсе не затем, чтобы досадить водителю. Просто фильтр поступающего в салон воздуха забит июньским тополиным пухом...

МИФЫ

Миф № 1: кондиционеру нужна регулярная «заправка». Это не так. Утечка хладагента свидетельствует лишь о низком качестве изготовления или износе уплотнений компрессора. При правильной эксплуатации заправка требуется кондиционеру не чаще чем раз в пять лет. Важно помнить, что длительный зимний «отпуск» неблагоприятно сказывается на уплотнениях компрессора — они попросту «высыхают». Поэтому в оттепель необходимо хотя бы на пару минут в день включать кондиционер — это продлит его жизнь. Однако делать это в мороз бесполезно — на большинстве автомобилей есть датчик, блокирующий работу компрессора при отрицательных температурах, чтобы избежать обледенения радиатора.

Миф № 2: машины с кондиционером больше подвержены коррозии кузова. Это не так. Напротив, так как воздух в салоне суше, причин для появления ржавчины меньше. Излишняя влага, которая конденсируется на радиаторе теплообменника, отводится через трубку под машину. Ее появление в салоне — признак неисправности системы.

Миф № 3: кондиционер сильно увеличивает расход топлива. Не будем спорить с фактом, лучше приведем цифры, полученные при испытаниях «Шкоды-Октавия». На загородной трассе воспользоваться кондиционером бывает даже выгоднее, чем открыть окна. В городе, конечно, увеличение расхода заметнее, однако говорить, что расход возрастает более чем на 10%, не стоит. Результаты наших замеров — в табл.1.

Миф № 4: кондиционер основательно ухудшает динамику автомобиля. Это справедливо лишь для микролитражек. Та же 100-сильная «Октавия» не показала заметной разницы в разгоне до 100км/ч и максимальной скорости (табл.2). Незначительный выигрыш в динамике без включенного кондиционера выявился только при замерах эластичности. Впрочем, вероятно, что в режиме «газ в пол» компрессор автоматически отключается. Так как аналогичные замеры, проведенные на литровом " Сузуки Свифт", показали увеличение времени разгона до 100км/ч на 2,2с, ухудшение эластичности на IV передаче на 7,1с, а на V — на 19,5(!)с. 

Миф № 5: кондиционер сокращает ресурс двигателя. О таких исследованиях нам неизвестно. Достоверно следующее: наличие кондиционера повышает требования к системе охлаждения. Дополнительная нагрузка на холостом ходу создает напряженный тепловой режим, при котором малейшая «оплошность» системы охлаждения вызывает перегрев двигателя. К тому же современные моторы в угоду экологии и экономии топлива работают при высоких температурах охлаждающей жидкости, а кондиционер наиболее востребован как раз в жару и в пробках. Нехитрый совет для таких условий: если возникли опасения, лучше на время выключить кондиционер и слегка «перегреться» самому, чем вскипятить мотор — это действительно сильно сократит его жизнь, а то и приведет к внеплановому ремонту.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

При всех достоинствах кондиционера или климатической установки это довольно дорогие устройства, требующие периодического контроля и обслуживания. Есть ли дешевая альтернатива? Если говорить об адекватной замене — нет. Однако известно немало способов уменьшить нагрев кузова.

Первое — цвет. Жители южных стран неспроста предпочитают белые машины — они меньше нагреваются, причем разница в температуре темного и светлого кузовов может превышать 20°С. Второе средство — вибро- и шумоизоляция между крышей и обивкой потолка. Она помогает уменьшить не только шум, но и нагрев салона солнцем. Кстати, тридцать лет назад «ленд-роверы» для африканских стран имели не просто белую крышу, а специальную, двойную (верхний лист был приклепан через проставки и обеспечивал примерно двухсантиметровый зазор). Похожее решение применялось и на итальянском «ФИАТ-Кампаньола».

Эффективны также тонирующие пленки. Они способны поглотить до 80% инфракрасных лучей, проходящих через стекло, превосходя даже лучшие атермальные стекла. К сожалению, хорошим эффектом обладают лишь достаточно темные пленки, по отношению к которым наше законодательство весьма сурово.

И все же весомой альтернативы автомобильному кондиционеру нет. Изменятся схемы управления, хладагенты, конструкция привода компрессора, но дальнейшее его распространение предопределено — стремление к комфорту неискоренимо. Очевидно и то, что автоматические климатические установки со временем вытеснят на большинстве машин кондиционеры с ручным управлением — ведь они не только снижают нагрузку на водителя, но и заботятся о здоровье пассажиров.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ КОНДИЦИОНЕР

МОЖЕТ ПОТРЕБЛЯТЬ

ДО 10 КВТ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

ВКЛЮЧИТЕ КОНДИЦИОНЕР —

ЧЕРЕЗ ПАРУ МИНУТ

СТЕКЛА СТАНУТ ПРОЗРАЧНЫМИ

СКОРОСТЬ ПОТОКА НА ВЫХОДЕ

ИЗ ДЕФЛЕКТОРОВ ДОСТИГАЕТ 6–8 М/С,

А ЕГО ТЕМПЕРАТУРА МОЖЕТ

ОПУСКАТЬСЯ НИЖЕ +3°С

В ОТТЕПЕЛЬ ХОТЯ БЫ НА ПАРУ МИНУТ

В ДЕНЬ ВКЛЮЧАЙТЕ КОНДИЦИОНЕР —

ЭТО ПРОДЛИТ ЕГО ЖИЗНЬ

ТАБЛИЦА 1. 

РАСХОД ТОПЛИВА, л/100 км

" Шкода Октавия—1,6"

60 90 120 ГЦ

С конди-

ционером 6,6 7,6 9,6 10,9 

Без конди-

ционера 6,1 7,3 9,3 10,2 

ТАБЛИЦА 2. 

ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

" Шкода Октавия—1,6"

IV передача, V передача,

эластичность 80-

60–100 км/ч, с 120 км/ч, с 

С конди- 13,8 22,2 

ционером

Без конди- 13,1 21,1 

ционера

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые