Свежий взгляд на безопасность
ТЕХНИКА
/ДИНАСТИЯ
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД НА БЕЗОПАСНОСТЬ
НА ПРИМЕРЕ СТАРОГО И НОВОГО
"РЕНО-КЛИО"
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
Это греческое имя прозвучало в автомобильном мире в начале
90-х, когда было представлено первое поколение машин. В середине прошлого десятилетия кузов немного освежили, а в 1998 году в двери автосалонов постучала новая "муза". Имя осталось прежним, добавился лишь индекс II. Инженеры вдумчиво поработали над многими узлами и агрегатами.
Седан " Рено Клио Символ", который неплохо продается в России, вырос именно из этого хэтчбека. А во Франции тем временем появилось очередное поколение - серьезно модернизированный "Клио" представили в 2001-м. Сравним машины двух поколений, 1998 и 2001 года, по одному из наиболее важных параметров - пассивной и активной безопасности.
ПРОСЧИТАТЬ СИТУАЦИЮ
Сидящему за рулем надо создать комфортные условия, поэтому много сил французы бросили на борьбу с шумом и вибрациями. Чтобы не пускать "неприятные" децибелы от двигателя в салон, изменили шумоизоляцию передней части автомобиля и щитка передка. Свою лепту внес и усиленный подрамник, который, кстати, легко уживается с любым мотором. Основные агрегаты - двигатель и коробка передач - получили более "тихие" крепежные кронштейны и реактивные тяги.
Фирма пошла навстречу любителям ночных поездок: по заказу путь новому "Клио" осветит ксенон. За наклоном оптики следит электронный блок, который получает информацию от датчика положения кузова. Благодаря новым технологиям светотехника "смотрит" на 30% дальше. Кроме того, ксеноновые фары выхватывают из темноты более широкий кусок дорожного полотна.
НЕ ДОПУСТИТЬ СТОЛКНОВЕНИЯ
Увы, предусмотреть все невозможно, поэтому автомобиль должен страховать водителя в критических ситуациях. Начнем, пожалуй, с наиболее важной системы - тормозной. Диаметр тормозных дисков на прежней модели составлял 238мм, а после модернизации - 259мм. Результат - выше эффективность и короче тормозной путь. Тормозные диски "потянули" за собой колеса, которые стали шире на полдюйма и достигли 15дюймов в диаметре даже на базовом варианте хэтчбека.
Современные тормоза работают под контролем электроники. Самую распространенную - антиблокировочную систему (АБС) устанавливали на "Клио II" как опцию, на новой модели она стала базовым оборудованием. Вместе с АБС удержать машину на траектории помогают устройства EBV, которые в зависимости от загрузки автомобиля распределяют тормозные усилия по колесам. На предшественнике подобную задачу, но только для задних колес выполнял традиционный регулятор.
АБС и электронный регулятор помогают выигрывать драгоценные метры, которых часто не хватает в экстремальных ситуациях. Но кроме них в списке электроники нового "Клио" значится аббревиатура АFU. Это устройство вступает при экстренном торможении ("брейк эссист"). Когда водитель резко нажимает педаль, датчик подает сигнал управляющему блоку. Исполнительный механизм приоткрывает клапан в вакуумном усилителе, и разрежение дополнительно вытягивает мембрану со штоком главного тормозного цилиндра. Максимальное давление в системе остается постоянным, пока водитель не отпустит педаль.
В рулевом управлении на смену гидравлике пришло электричество. Более компактный электроусилитель стал быстрее и четче реагировать на команды водителя.
ДОВЕРИТЬСЯ АВТОМОБИЛЮ
Когда все возможности водителя и средств активной безопасности исчерпаны, машина приносит в жертву себя, и первым на защиту людей встает кузов. "Платье" нового "Клио" шили по меркам предшественника, кстати, получившего четыре звезды из пяти возможных в тестах EuroNCAP. В погоне за пятой разработчики вмешались в конструкцию кузова.
На модели 2001 года усилили поперечины подрамника, щиток передка и стойку крыши, в верхней части которой установили новый силовой элемент. Крылья приняли иную форму, но остались, как и на предшественнике, композитными.
Для защиты от бокового столкновения среднюю стойку оснастили трехмиллиметровой стальной пластиной. Вместе со специальной энергопоглощающей конструкцией она лучше держит удар, защищая грудную клетку водителя и переднего пассажира. На крыше изменили форму поперечины, сделав ее толще. Кроме того, пороги трехдверной модификации усилили дорожками в виде греческой омеги, а верхние и задние боковые стенки сделали более жесткими.
Кроме уже опробованных на прежней модели ограничителей усилия, использовать ремни безопасности максимально эффективно помогает новинка - преднатяжитель. Пиропатрон в сотые доли секунды натягивает ремень. При ударе туловище водителя с ускорением движется вперед, и как только инерционная сила достигает 4000 H, срабатывает ограничитель усилия. Он распускает ремень, оберегая грудную клетку.
В этот момент эстафету по спасению водителя принимает подушка безопасности, причем на новом "Клио" она стала адаптивной. В зависимости от силы удара "мешок" наполняется газом либо полностью, либо только наполовину. Датчик, установленный в переднем сиденье, определяет положение туловища. Блок управления, получая дополнительно данные о скорости автомобиля, анализирует информацию и рассчитывает, сколько газа достаточно для спасения несчастного. Сделано это, конечно, не ради экономии - водителей часто травмировала при несильных ударах широко раскрывшаяся подушка.
В последнее время большое внимание уделяют безопасности маленьких пассажиров. На "КлиоII" за надежное крепление детского кресла отвечала система "Изофикс". Она перешла и на новую модель, став при этом более совершенной - появилась третья точка крепления. Сиденье можно зафиксировать ремнем безопасности, защелкнув его в верхней части спинки. Эта страховка ограничивает перемещение кресла при ударе. Кроме этого, на новом "Клио" места для установки предусмотрены не только на заднем, но и на переднем сиденье (только обязательно отключите подушку безопасности пассажира!).
Фирма "Рено" всегда очень серьезно относилась ко всему, что касается пассивной и активной безопасности. Возможно, французы и не законодатели в этой области, но у них всегда есть свое мнение и свежий взгляд на проблему. Новый "Клио" - весомое тому подтверждение.
Элементы пассивной безопасности нового " Рено Клио": 1 - ограничители усилий ремней безопасности; 2 - преднатяжители; 3 - боковые подушки безопасности; 4 - фронтальные адаптивные подушки безопасности; 5 - точки крепления системы "Изофикс".
Кузов нового
" Рено Клио". Красным цветом показаны усиленные детали, желтым - новые элементы.
Система "Изофикс" на новом "Клио" получила дополнительную, третью точку крепления. Выключатель подушки безопасности расположен на двери.