Краткий курс политэкономии: Детройт сегодня

Развитой, промышленный Детройт, автомобильная столица мира, вдруг обанкротился. Почему?
Со стороны набережной Детройт выглядит вполне благополучно. Но большинство офисов в этом бизнес-центре пустует.

ГОРОД-ПРИЗРАК

Я был в Детройте один раз, года два назад. Город потряс: в центре огромное количество брошенных домов, в том числе небоскребов, с выбитыми окнами. В гостинице портье каждый раз предупреждает постояльцев, что в одиночку по улицам лучше не бродить, даже днем. Да что там, на чистенькой и красивой набережной, где руин нет, через каждые 100 метров установлены столбики с тревожной кнопкой, чтобы в случае чего можно было вызвать полицию. Даже в южноафриканских городах я такого не видел, а тут – один из крупнейших мегаполисов США...

Впрочем, сегодня назвать Детройт мегаполисом уже сложно. Это в 1960 году здесь обитали 1,6 млн человек (тогда он был четвертым в стране по числу жителей), а сейчас – всего 700 тысяч. И радикально изменился состав горожан. Если тогда 70% населения было белым, то сейчас 84% жителей – афроамериканцы. Увы, не очень образованные: только 7% школьников, по данным американских исследований, умеют бегло читать и считать. Как следствие, в Детройте самый высокий в США уровень преступности, совершается больше всего убийств, причем большинство их (70%) связано с наркотиками. Народ просто бежит отсюда – в пригороды или куда подальше. В результате в Детройте около 70 тыс. брошенных домов. Вот тебе и автомобильная столица.

Брошенные здания с выбитыми окнами можно увидеть в любом районе города – и в центре, и на окраинах. Умирают и заводы.

Что произошло? Некоторые аналитики, в основном американские, уверяют, что во всем виноват общий кризис автопрома. Мол, как ударил американскую промышленность скачок цен на топливо в 70-е годы прошлого века, так она и не смогла подняться.

Тогда Детройт с его заводами, инженерами, квалифицированными рабочими был идеальным местом для того, чтобы производить современные автомобили, развивать высокотехнологичное, инновационное производство, создавать новые заводы по выпуску комплектующих. Подобные заводы и сейчас открываются, вот только преимущественно в южных штатах. И на американский автопром по-прежнему приходится почти 13% мирового выпуска автомобилей, но Детройт остался в стороне от этого бума.

Большинство исследователей склоняется к тому, что город погубили две системные причины, тесно связанные друг с другом: профсоюзы и попытка построить социализм в отдельно взятом месте.

ПРАВИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ ИДЕТЕ, ТОВАРИЩИ!

Профсоюз работников автомобильной промышленности США (UAW, United Auto Workers), созданный в 1935 году, – одно из крупнейших объединений в стране. В нем состоит больше полумиллиона членов, работающих не только в автопроме, но и в смежных отраслях. Долгие десятилетия UAW был страшным кошмаром топ-менеджеров «большой тройки» – «Дженерал моторс», «Форда», «Крайслера», так как без устали выбивал у капиталистов всё большие и большие льготы и уступки для пролетариев. В результате зарплата рабочих стала очень высокой, а льготы – потрясающими. Например, бесплатное медицинское обслуживание для всех членов семьи работника, право на частичную выплату зарплаты в течение нескольких лет после увольнения и т. д. И в какой-то момент автомобили, произведенные в Детройте, стали нерентабельными.

Лишь в последние годы, когда американский автопром потряс серьезный кризис, профсоюзу пришлось учиться смотреть на работодателей не как на противников по ту сторону баррикад, а как на партнеров. Вместе с которыми надо думать, как сделать современный автомобиль, как его продать, а уже потом – как поделить доходы.

Не стоит считать, что в отношениях профсоюза и работодателей сразу наступило полное взаимопонимание, – но классовая борьба закончилась. UAW не только сделал крутой поворот и отказался от ряда преференций в пользу сохранения рабочих мест и увеличения их количества, но и стал одним из крупных акционеров «Дженерал моторс».

А если бы война профсоюзов и работодателей продолжилась, «Дженерал моторс» и «Крайслер» ждало неминуемое банкротство. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для их работников, число которых на автозаводах в Детройте и так сократилось вдвое – с 305 до 139 тысяч.

Вторым могильщиком Детройта стали городские власти. Уже 40 лет городом управляют мэры-афроамериканцы с левыми взглядами. Их лозунг: богатые должны делиться с бедными. Так-то оно так, но все должно иметь меру.

Сегодня жилые дома в Детройте в 20 раз дешевле, чем в среднем по стране, и при этом налоги на недвижимость самые высокие в США. И вообще по части налогообложения богатых этот город лидирует в Америке. Только пока это ни к чему хорошему не привело. Обеспеченные белые спешат переехать в пригород или вовсе в другой штат. Детройт пережил самую настоящую демографическую катастрофу – с 2000 по 2010 год из него сбежала четверть населения! Одновременно город потрясали коррупционные скандалы, миллионы из местного бюджета исчезали или тратились на пышные, но бессмысленные для умирающего города мероприятия вроде разных фестивалей. Денег в бюджете все меньше, поэтому власти, чтобы выполнить предвыборные обещания, данные малоимущим избирателям, берут кредиты, обслуживать которые становится все сложнее.

На фоне резкого падения стоимости местной недвижимости и роста количества брошенных зданий (местные люмпены частенько их поджигают) во много раз выросла уличная преступность. Журнал «Форбс» в последние годы стабильно отдает городу первое место в рейтинге самых опасных городов США. Уровень безработицы в Детройте достиг почти 20% – в два с половиной раза выше, чем в среднем по стране. При этом около 40% черных жителей города находится за чертой бедности. Вот такой получился социализм...

В результате некогда богатейший город накопил около 18 млрд долларов долгов. Он банкрот, и нет сегодня в мире специалиста, который знал бы, как спасти Детройт.

А может ли произойти подобное банкротство города у нас, в России? Вообще, как уверяют специалисты, муниципальные банкротства и дефолты у нас невозможны: иначе устроено налоговое законодательство, федеральные власти жестко контролируют уровень долговых обязательств на местах. Но это не означает, что проблемы не существует. Речь идет не о Тольятти, крупнейшем автограде страны, и не о новых центрах автопроизводства (Калуга, Санкт-Петербург и т. д.). В конце концов, там на автозаводах занята лишь часть населения. Но под угрозой сотни небольших районных и прочих моногородов по всей стране, где единственное крупное предприятие умирает, а молодежь разъезжается куда глаза глядят. Их положение уже сопоставимо с детройтским, пусть не по масштабам, но по тяжести ситуации для конкретных людей… И решать эти задачи (спасать то, чего уже нет, или переселять жителей?) придется федеральным и региональным властям в ближайшие годы. Социализма в отдельном городе не бывает.

Подпишитесь на «За рулем» в