Личное мнение: я не спонсор!

Расходы неумех, недоучек и неудачников на ремонт помятых бамперов, крыльев и дверей десять лет законопослушно возмещал Сергей Зиновьев.

Пришла осень. Страховые агенты елейным голосом напоминают по телефону, что пора купить новый полис. У меня юбилей: десятилетие безаварийной езды! Полис мне продадут по минимальному тарифу, с максимальными скидками. Это радует. Удручает, что ни один из полисов ОСАГО мне, по сути, не пригодился.

И сколько еще таких «невезучих» водителей, которые в ДТП не попадают, а только платят налог? Лично я знаком с несколькими безаварийными осагоплательщиками. Но знаю и пару таких, для кого пять-шесть мелких аварий в год – обычное дело. Вот для них, наверное, ОСАГО – подарок судьбы!

Да, мой лучший друг юрист Смирнов за соседним столом каждый день выслушивает жалобы бедолаг, которым страховая компания отказала в выплате или сильно не доплатила. Однако, по статистике, таких немного. Большинство пострадавших хоть что-то, да получают. Выплаты, как правило, занижены, поскольку нет единых правил оценки ущерба и так далее, на полноценный ремонт не хватит. Но сегодня ты стукнул, завтра тебя стукнули – затраты на полис окупились у обоих! Согласитесь, это уже кое-что.

Мое уныние вызвано не жадностью. Не так уж это разорительно – купить полис ОСАГО, чтобы спать спокойно. Покоя не дает мысль, что миллионы опытных, аккуратных и осторожных водителей оплачивают расходы недоучек, неудачников и недоумков. А еще подкармливают армию страховщиков – более ста компаний! Ведь, как вы понимаете, баланс всегда в пользу страховщиков: торговать полисами себе в убыток они не станут. Получается, я их всех десять лет спонсировал? Вот спасибо, господа депутаты!

Когда внедряли ОСАГО, мне объяснили, что это важнейший шаг к цивилизованной форме взаимоотношений между участниками дорожного движения. Страхование ответственности многое гарантирует и кучу всего упростит. Наш журнал почти восхищенно вещал об этом.

А по-моему, ОСАГО ничего не гарантирует, кроме штрафа за отсутствие полиса, и ничего не упростило. Просто в пищевую цепочку водитель – инспектор – водитель встряли голодающие страховые фирмы. Договориться на месте теперь почти невозможно, бумажек надо заполнять больше и упаси господь что-нибудь не то в них написать. Потом горько пожалеешь о том, что в стрессовой ситуации накорябал неверную схему аварии или указал не ту дату.

Чем плоха была прежняя схема цивилизованных отношений? Случилось ДТП: если не удалось самим договориться (мне, кстати, оба раза удавалось), вызываем инспектора. Долго (как и сейчас) его ждем. Он определяет, кто прав, кто виноват, далее виноватый платит правому. Если отказывается платить – взыскиваем через суд. Все то же самое! Только страховщикам по старой схеме ничего не доставалось. А по новой, случись что, судиться будешь не с частным лицом, а с организованной группой отлично подготовленных юристов. Хорошо вот у меня есть лучший друг Смирнов, а как выкручиваются остальные?

Возможно, я поменяю отношение к ОСАГО, если попаду в аварию. Или если страховая придумает совсем маленький, чисто символический тариф для тех, кто ДТП благополучно избегает. Но пока я плачý, как все, а получаю – ничего.

Впрочем, похоже, я не успею поменять отношение. Смирнов прознал, что в этом году прибыль страховщиков от ОСАГО опасно приблизилась к нулю и они постараются что-то изменить в сложившейся ситуации. Их активность в кулуарах Госдумы уже заметна. Повысить тарифы, понизить выплаты – первое, что приходит на ум. Второе? Как вам понравится, скажем, обязательное каско? Только не говорите, что это юридически невозможно, противоречит здравому смыслу и нарушает Конституцию. ОСАГО поначалу тоже казалось именно таким.

Подпишитесь на «За рулем» в