Кто испортил воздух?

Льготы для электромобилей, запреты для старых фур и тотальная проверка автозаправок – столичные власти подготовили целый пакет инициатив, направленных на то, чтобы сделать воздух в городе чище.

Фурам здесь не место

По мнению главы Департамента природопользования Москвы Антона Кульбачевского, главным загрязнителем воздуха в Москве является автотранспорт, причем 30% вредных выбросов приходится на грузовики. Многие из них уже порядком устарели и ездят на топливе низкого класса экологичности. Из более чем 300 тысяч грузовиков, зарегистрированных в Москве и Подмосковье, около 114 тысяч заправляются топливом класса Евро-1 и ниже.

В планах – ограничить въезд большегрузов с классом ниже Euro 2 в пределы МКАД, а фуры ниже Euro 3 не пускать и на ТТК

В связи с этим Департамент природопользования выступил с инициативой ограничить въезд большегрузов с классом ниже Евро-2 в пределы МКАД, а фурам с классом ниже Евро-3 запретить выезд на Третье транспортное кольцо. Правительство столицы уже поддержало эту идею, дав предпринимателям полтора года на то, чтобы успеть обновить автопарк, – нововведения вступят в силу с 1 сентября 2015 года.

Однако эксперты считают, что инициатива не даст результатов, так как транспорта, попадающего под ограничения, в столице очень мало. По словам представителя компании «Логистик транс», все более-менее серьезные транспортные компании уже давно перешли на машины классов Евро-3 и 4, а автомобили Евро-1, которым сейчас уже по 12−15 лет, являются скорее исключениями. Он отметил, что большая часть таких старых грузовиков уже не эксплуатируется, однако в своих подсчетах господин Кульбачевский этого не учел.

Проверка качества

Также глава Департамента природопользования отметил, что в ближайшее время ужесточится проверка автозаправок. В прош­лом году каждая шестая проверенная АЗС попала в черный список. На данный момент в этом списке 18 объектов, основная часть из них находится на территории Новой Москвы. В частности, некачественным признан бензин сразу шести автозаправок на Калужском шоссе. С этого года количество проверок увеличат втрое: если в 2013-м специалисты проверили немногим более 100 АЗС, то теперь проверять будут по 300 в год.

Чистый транспорт

Еще одним пунктом в вопросе очищения города уже который год являются безуспешные попытки столичных властей стимулировать приобретение москвичами электромобилей. Сейчас по дорогам столицы ездит около тысячи экологичных машин, и власти стараются создать все условия для того, чтобы увеличить их число. Последней и самой неожиданной льготой стала предоставленная владельцам электромобилей возможность делать то, чего лишили всех остальных водителей, – бесплатно парковаться в центре города. Более того, стоя бесплатно на платных местах, электрокары смогут еще и бесплатно подзарядиться. В этом году сеть зарядных станций планируют расширить до 150 пунктов, часть которых будет находиться в зоне платной парковки. Установку новых зарядных станций доверят компании «Мосэнерго». Ранее развитием сети электрозаправок в Москве занималась другая компания – ОАО «МОЭСК», в течение шести лет она планировала установить в столице и области более двух тысяч станций, но в результате за два года построила лишь 28, при этом часть из них находится в закрытом доступе.

Владельцам электромобилей разрешили парковаться в центре города бесплатно

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– То, что делалось в последние годы в сфере экологии на транспорте в Москве, – это скорее видимость деятельности, чем реальная работа. Открыли несколько зарядных станций для электромобилей, пригласив на мероприятия кучу журналистов для шумихи, при том, что самих электромобилей тогда в Москве еще и в помине не было. Запретили фурам въезд на МКАД в дневное время, выдав столько эксклюзивных разрешений, что серьезных изменений никто и не заметил. Сейчас после некоторого затишья, по-видимому, началась вторая волна активности в этой сфере. Правда, ничего нового и более действенного придумать власти, к сожалению, не смогли.

Подпишитесь на «За рулем» в