Как сократить количество погибших мотоциклистов на дорогах? — журнал За рулем

Почему погибают мотоциклисты

Как получилось, что вождение мотоцикла в России по травматизму близко к экстремальным видам спорта, кто чаще виноват в аварии с двухколесным — водитель или мотоциклист, и чего ждать от грядущего мотосезона с учетом законодательных изменений? Об этом «За рулем.РФ» рассказал начальник Московского автомотоклуба Анатолий Твердошинский.

тверд_no_copyright

тверд_no_copyright
Начальник Московского автомотоклуба Анатолий Твердошинский. Фото: из личного архива.

До начала мотосезона осталось еще полмесяца, но если проехаться по дорогам общего пользования, то можно констатировать, что фактически он уже начался. Аномально теплый конец февраля — начало марта расчистил дороги для мотоциклистов, которые вновь принялись пугать и раздражать водителей, отвыкших за зиму от своих вечных антагонистов. Тут же открылась и печальная статистика: за неделю, выдавшуюся солнечной и теплой, произошло несколько ДТП, в том числе и со смертельным исходом. О причинах высокой аварийности среди байкеров и грядущих изменениях в области подготовки водителей «За рулем.РФ» рассказал начальник Московского автомотоклуба, заслуженный работник физической культуры РФ, мастер спорта по автоспорту Анатолий Твердошинский.

— Анатолий Георгиевич, как получилось, что вождение мотоцикла в России принято относить к зоне повышенного риска?

— Это вопрос недостаточной подготовки и избыточного самовнушения байкеров. Чтобы не быть голословным: в Москве сейчас около 400 школ готовят на категорию «А». Не считая разнообразных курсов водительского мастерства, повышения квалификации и так далее. Но у нас просто нет такого количества квалифицированных мотоинструкторов. Возникает вопрос: кто эти люди? Они имеют какое-то специальное образование, спортивные разряды? Их самих неплохо бы усадить за ученическую скамью. Любители готовят любителей, а качество обучения — как перезапись заезженной кассеты. Вторая глобальная проблема — это отсутствие мотодромов.

— Почему это важно?

— Мотодромы формируют культуру вождения. Это место, где можно отточить навыки, погоняться, посоревноваться между собой. Раньше так и было, когда секции мототуризма и квалифицированные тренеры были при каждом заводе. Сегодня мы отстаем: во Франции 535 мотодромов, а у нас нет ни одного нормального. Что же тогда объединяет наших байкеров? Получается, только клубные жилетки. Они обособлены друг от друга, исповедуют, будем говорить прямо, хулиганский «кодекс чести». А соревнуются только на полулегальных ночных заездах в городе.

— Получается, подготовка мотоциклиста вещь более затратная и сложная, чем подготовка водителя?

— Она не сложнее, просто специфика другая. На мотоциклиста действуют два закона: физики и биомеханики. К сожалению, наши байкеры не знают этих элементарных основ. Мотоцикл управляется телом, мышцами. Его нужно прижать и направить. А теперь посмотрите на байкеров, которые покупают мотоциклы в три раза тяжелее их самих и пытаются «вышивать» на них в потоке. ДТП в таком случае — вопрос времени и личного везения.

— Кстати о «вышивании». Я встречал на мотофорумах утверждения, что постоянные перестроения и движение между рядами — элементы безопасной езды на мотоцикле. Мол, байкер так заметнее. А если он будет просто ехать в своем ряду, его не увидят за машинами, и кто-нибудь в него «перестроится». Как вы считаете, в этом есть рациональное зерно?

— Нет, конечно. Это говорит только об уровне нынешних байкеров. Раньше таких диких понятий не существовало. Это придумали ребята, оседлавшие мотоцикл за последние 20 лет, когда система подготовки рухнула. Гонору много, амбиций через край, а реальных знаний нет. По моему убеждению, мотоциклист должен учиться на бездорожье. Чтобы телом прочувствовать, как мотоцикл «выезжает», юзит, что им действительно нужно управлять. А когда пару раз пропашешь задницей глину, приходит понимание, что можно больно упасть. Но сегодня мотоциклист в 90% случаев начинает в городе. Ровный асфальт прощает огрехи, машина послушная — появляется ощущение, что ты прямо ас. Отсюда мельтешение, междурядье и так далее. К сожалению, многие байкеры на этом асфальте и заканчивают: разгоняться он научился, но любая нештатная ситуация — он летит. Увы, не в глину, а об асфальт.

— Как вы считаете, кто чаще становится виновником аварии? Байкеры во всем винят водителей: мол, те не смотрят в зеркала, прежде чем начинать перестроение. В результате мотоциклист таранит машину.

— Правильно! Но от чего это зависит? Если водитель едет в левом ряду и ему нужно развернуться, он останавливается. А мотоциклист, который летит под 200 км/ч — сзади или по встречной — не может так сразу остановиться. Вы поворачиваете, он бьет вам в дверь либо врезается в зад. Но при чем тут автомобилист? А потом приезжают байкерские «группы поддержки» и начинают качать права, давить на сотрудников ГИБДД. Рассказывают, что водитель не с того ряда поворачивал и так далее.

201203220832_000_moto_0312_036_no_copyright

201203220832_000_moto_0312_036_no_copyright

— Водители вообще лучше мотоциклистов подготовлены, как вы считаете?

— Да точно так же. Просто им легче, у них четыре колеса и запас механической прочности. Это иллюзия, что у нас водители как-то подготовлены. Если автомобилист, не дай бог, попадает на гололед или в колею — он сразу же теряет управление. Вцепится в руль и не знает, что делать. А почему? Как и в случае с мотоциклистами, нет автодромов. Нет возможности учить людей проходить мокрую полосу, ледяную полосу, работать с заносом. Все, что может автомобилист, — перемещаться из пункта А в пункт Б. Вы же знаете, 28 тысяч погибает каждый год. Это люди, которым не повезло оказаться на дороге в нештатной ситуации. И еще полмиллиона остаются инвалидами, государство тратит на их лечение колоссальные деньги, на которые можно построить автодромы по всей стране и готовить людей как следует.

— Получается, без автодромов и мотодромов готовящейся реформе обучения водителей грош цена?

— Именно так. Новые программы, говоря откровенно, вообще полная ерунда. Они не учитывают ни возможности современной техники, ни сегодняшний трафик. Техника-то выросла. Раньше не было возможности так быстро набирать скорость, двигаясь от светофора к светофору. Если человека не учить на практике разумно пользоваться этой мощью, то всему остальному, действительно, грош цена.

— Как вы оцениваете появление отдельной категории «М» для скутеров? Станут ли наши дороги безопаснее, если убрать с них «бесправную» молодежь?

— Пока что эта молодежь никуда не делась. В ноябре приняли закон о мопедах, однако новые учебные программы еще не утверждены Минюстом. Все как было, так и осталось. И вряд ли поменяется в ближайшее время. Как регистрировать скутеры, если их завозили контейнерами из Японии и продавали, можно сказать, «на вес»? Пошел в булочную, купил там мопед — и поехал обратно на мопеде. Что теперь-то с этой техникой делать? Понимаете, наши законодатели вечно куда-то спешат. Вместо того, чтобы вдумчиво консультироваться со специалистами, они по-быстрому ляпают законы.

— А как нужно было решать эту проблему?

— Нужно было начать заниматься этим давно и делать все постепенно, а не кавалерийским наскоком. Ввести в школах изучение ПДД на курсах ОБЖ. Да, не у всех школьников есть мопеды, но на великах-то все гоняют. А какая разница с точки зрения правил? Никакой. Кроме того, по моему глубокому убеждению, чтобы быть нормальным пешеходом, тоже нужно знать ПДД.

— Что произойдет, когда ситуация поменяется: категория «М» заработает и школьников начнут ссаживать с мопедов?

— Боюсь, что начнутся погони, преследования — много ребят покалечится. Если подросток уже года два-три ездит на скутере, он не захочет с него слазить. У него есть организованные команды, тусовки по моделям. Глупо думать, что все разойдутся по домам по первому окрику.

— Еще одна важная, на мой взгляд, инициатива — обсуждение допуска двухколесной техники на выделенные полосы для общественного транспорта. Предполагается, что таким образом мотоциклисты и водители перестанут мешать друг другу, и число аварий снизится. Вы поддерживаете?

— Еще одна несуразность! Перед тем, как что-то разрешать, неплохо бы провести эксперимент. Берем скорость 60 км/ч — хотя мотоциклисты так медленно не ездят — и создаем аварийную ситуацию. Например, на тротуаре запаркована большая машина, из-за нее выскакивает пешеход. Сумеет мотоциклист затормозить или нет? А теперь представим, что мотоциклист едет «как в жизни» — 90–100 км/ч. А тут мама с коляской. Это пример достаточно уродливого лобби. Если мотоциклистам все же удастся продавить — будем честны, чтобы без помех гонять в городе, это придется отменять буквально по трупам. Потом, я не совсем понимаю, зачем вообще давать байкерам такие преференции? Почему им можно, а мне на машине нельзя? Что это за привилегия такая — быть мотоциклистом? Закон должен быть един для всех.

Фото: из личного архива
 20872
Оцените материал
0:0
Загрузка...