Каршеринг: счет идет на минуты

В прошлом году в Москве появилась услуга каршеринга – краткосрочной аренды автомобиля. К настоящему времени, несмотря на отсутствие широкой рекламы, она успела обрести бешеную популярность. Что же это такое? Альтернатива такси? Общественному транспорту? Или… личному автомобилю?

Каршеринг зародился в Северной Америке, быстро набрал популярность и распространился по всему миру. Сейчас самая крупная компания, специализирующаяся на каршеринге, – ZipCar – уже имеет представительства в 50 городах планеты. А в прошлом году и на улицах Москвы появились автомобили свободного проката. Основатель нового для России бизнеса Роман Ильканаев уверен, что его сервис может избавить город от пробок.

Ключом к автомобилю служат права, номер которых указывается при регистрации

Аренда без обязательств

Идея компании AnyTime Романа Ильканаева зак­лючается в том, чтобы одним автомобилем могли пользоваться сразу несколько человек. За транспортным средством не надо никуда специально приезжать, отвозить обратно тоже не нужно – вы берете машину там, где ее оставил предыдущий водитель, и оставляете там, где хотите. Ключом к автомобилю служат водительские права, правда, сначала нужно зарегистрироваться на сайте и скачать приложение на смартфон. Еще один плюс в том, что не придется тратиться на бензин – заправиться можно бесплатно, предъявив топливную карту, которая находится в бардачке автомобиля.

Счет при каршеринге идет не на часы, а на минуты – каждая минута стоит 9,9 рубля, то есть за часовую поездку отдать придется 594 рубля. Можно снять авто и на сутки, это обойдется дешевле – 3600 рублей. В автопарке компании сейчас имеются Volkswagen Polo, BMW 116i, Chevrolet Cruze и Mercedes-Benz A180. Все автомобили на «автомате», но, что самое удивительное, стоимость аренды у всех одинаковая. С помощью приложения машину можно забронировать, но лишь на 20 минут. При этом если она находится слишком далеко, то можно заказать ее доставку к работе или дому.

Регистрируетесь на сайте, скачиваете специальное приложение на смартфон и вы – в системе. Счет при каршеринге идет не на часы, а на минуты – лишнего вы не заплатите. Но пока автомобилей на всю Москву всего 70 штук

Автогиганты негодуют

Первоначально каршеринг позиционировался в качестве альтернативы общественному транспорту и такси, но, как показала практика, конкурировать он может и с личным транспортом. Услугу уже успели возненавидеть мировые автопроизводители – по мнению экспертов, появление возможности краткосрочной аренды автомобилей ведет к сокращению их продаж. Консалтинговая компания AlixPartners провела исследование, которое показало, что из-за каждого каршерингового автомобиля производители недопродают 32 машины. Если бы не услуга краткосрочной аренды, то с 2006 года по настоящее время американцы купили бы на 500 тысяч автомобилей больше.

Многие автогиганты, такие как Toyota, BMW, Daimler, отметив популярность сервиса, решили сами оказывать услуги каршеринга. А европейские страны уже увидели в новшест­ве спасение от пробок и стараются всячески поддерживать каршеринговые компании. Например, в Италии, Франции и Швейцарии арендованным машинам предоставляются бесп­латные парковочные места.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– Если в Европе и США каршеринг значительно дешевле такси, то в Москве все пока не так радужно – если пользоваться услугами легального такси, то извозчик возьмет с вас в лучшем случае ту же сумму, что и AnyTime. В худшем же на арендованном авто можно встрять в пробку, тогда поездка со счетчиком по минутам окажется гораздо дороже. Кроме того, пока развитию каршеринга в Москве мешает небольшое количество машин – их порядка 70, и они разбросаны по всему городу, а значит, вероятность найти автомобиль в шаговой доступности крайне мала.

Подпишитесь на «За рулем» в