Занятные вещицы

ЗАНЯТНЫЕ ВЕЩИЦЫ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЗАПЧАСТИ

ЗАНЯТНЫЕ ВЕЩИЦЫ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ИЗ ТЮМЕНИ

ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

ФОТО / АНДРЕЙ СИДОРОВ

С миру по нитке создавался Тюменский завод автотракторного электрооборудования. Еще в начале войны многие предприятия были эвакуированы подальше от врага в глубь страны. В Тюмень свезли оборудование московского АТЭ-2, Ленинградского электромеханического и карбюраторного и Калужского заводов электрооборудования. Нынешняя продукция ТАТЭ — катушки и распределители зажигания, электробензонасосы, предпусковые подогреватели — выпускается огромными тиражами для самых разных автомобилей.

Катушки — вещь давно известная. ТАТЭ производит их со времен войны, конструкция отработана и надежна. Заводчане научились делать неплохие изделия, косвенное доказательство тому — множество подделок с маркировкой «ТАТЭ» на рынке. Кстати, на поддельных катушках старая эмблема завода, без характерных зигзагов. Фирменная же — с крышкой из матового темно-серого и черного пластика, а вовсе не из блестящего карболита, характерного для подделок. В гнезде центрального вывода должна быть латунная клемма, винт с шайбой и резиновым кольцом. Это заглушка, прикрывающая отверстие, через которое в вакуумированный корпус при окончательной сборке заливают обезвоженное трансформаторное масло. В будущем с конвейера сойдут катушки сухого типа (подобные тем, что стоят на «Оке»). Интересно, удостоятся ли они чести быть подделанными?

Теперь о другой продукции. Новинка ближайшего будущего — модернизированный погружной бензонасос. Для российских производителей бензина появление впрысковых автомобилей оказалось неожиданным. В результате ресурс первых выносных насосов оказался ничтожным. Чему помогали и сами автолюбители различными присадками и порошками. Пластмассовые втулки насосов попросту растворялись, защитное покрытие внутри корпусов облезало, а вода, попадавшая в бак с бензином, довершала разрушение: насос ржавел безбожно. Избавиться от досадных неполадок можно было двумя путями: заменить весь бензин в России либо модернизировать насос. Узел решено было максимально обезопасить: кто знает, что придет в голову иному автолюбителю-рационализатору или джентльмену удачи — торговцу бензином? Новое покрытие корпуса устойчиво к воздействию растворителей, кислот, щелочей, спиртов и воды. Втулки теперь бронзо-графитовые — таким даже самый «левый» бензин нипочем. Перед окончательной сборкой узел проверяют на стенде, где он должен проработать 24 часа. Потом его герметично, вместе с оставшимся в нем «обкаточным» бензином, закрывают заглушками и пакуют. Тюменский бензонасос бесшумен и может устанавливаться на отечественные машины и иномарки. Руководство ТАТЭ намерено заменить моторчик на отечественный, чтобы снизить цену узла. Интересно, что получится.

Есть среди изделий завода еще одна занятная вещица. Называется она «Теплый пуск» (ЗР, 2000, № 1; 2001, № 1) — подогреватель охлаждающей жидкости. По сути это обыкновенный кипятильник на 220 В, который врезается прямо в патрубок системы охлаждения. В лютый мороз достаточно просто подсоединить его к розетке на полчаса и забыть муки холодного пуска. Простенькое устройство состоит из корпуса, мощного ТЭНа, обратного клапана и термореле. Термосифонный эффект направляет поток горячей жидкости по кругу, заставляя циркулировать ее и прогревая двигатель. Термореле будет поддерживать температуру около 80 градусов, отключая ненадолго нагреватель. Получилось надежно и удобно.

Умельцы давно наловчились сооружать систему отопления для гаража, приспособив к чугунной батарее мощный 3,5-киловаттный тюменский подогреватель для грузовиков. Он может работать хоть весь отопительный сезон и круглосуточно — знай плати по счетчику.

Что ж, надеемся, и впредь марка ТАТЭ будет уважаемой, а сам завод — порадует очередными новинками.

Первые образцы бензонасосов не выдерживали нашего бензина.

Содержимое «самовара»: стрелкой показан лепесток обратного клапана. Внизу — термореле.

Погружной насос ТАТЭ — дело ближайшего

будущего.

«Термостарт» мощностью 3,5 кВт и двигатель разогреет, и дачу натопит.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые