Хамы на дороге: звонить в полицию?

Вопрос о том, нужно ли сообщать о злостных нарушителях ПДД в правоохранительные органы, довольно непростой для русского человека. Но культура вождения сама по себе вокруг нас не выправляется: проехав гаишника или камеру, лихач давит на все деньги.

Мы с детства усвоили, что ябедничать, сообщать, стучать, доносить – это плохо. В классе за такое устраивали «темную», в армии – били по физиономии, в тюрьме – совали заточку в бок, а в более цивилизованных кругах – просто человек становился нерукопожатным. Рассказы об истеричных американцах, которые, чуть что с соседями не так, сразу же вызывают им копов, нас забавляют, как забавляли штатовские судебные иски из-за отсутствия предупреждения о том, что горячий кофе может обжечь руки.

В Европе и США учителя с детства приучают детей сообщать о возможных конфликтах в их окружении, в том числе в семье. Западная модель общества сформировалась и в какой-то мере саморегулируется благодаря подобному коллективному присмотру всех за всеми. Журналисты следят за политиками, правозащитники за правоохранителями, профсоюзы за работодателями, «зеленые» за крупными индустриальными магнатами и их корпорациями, граждане друг за другом и тому прочее.

Однажды мы с коллегой ехали по немецкому автобану из Гамбурга в сторону Хайде. Он периодически закуривал и совершенно спокойно выбрасывал один за другим окурки в окно. Через какое-то время нас догнал немец средних лет на Opel. Он ожесточенно ругался в открытое окно. Ветер доносил до нас неведомые бранные выкрики…

«Хуже всего будет, если он сейчас на нас настучит в полицию. Здесь штраф за окурок около 500 евро стоит», — резко вспомнил мой коллега. Эта перспектива нарисовалась весьма отчетливо в воображении, посему для бычков мы соорудили пепельницу из пустой пачки сигарет. Надо признать, сознание того, что за тобой, за твоей культурой поведения присматривают, очень стимулирует быть законопослушным.

Сейчас крупные города нашей страны оснащены камерами видеофиксации. К примеру, на дорогах столицы практически нет такого участка, который не попал бы в объектив той или иной системы видеонаблюдения. Это в какой-то мере сделало нас более законопослушными. Все чаще замечаю, как мощные автомобили, идя на скорости, сбрасывают ее перед камерами. Но затем водители вновь утапливают правую педаль в пол – и там уже сам черт не брат.

Недавно я стал свидетелем, как черный внедорожник, на большой скорости обгоняя поток, вылетел на разделительную полосу. Дело было на пригорке, сразу за которым разворот автомобилей и пешеходный переход. За «спиди-гонщиком» также быстро гнался еще один внедорожник. Водители то ли скрывались от кого-то, то ли играли в догонялки. Их хаотичное рыскание по дороге не было похоже на поведение катастрофически опаздывающих людей. Они игнорировали те правила, которые все вокруг более-менее соблюдали. Понимая, что за ними вряд ли погонятся, опасно подрезали других и делали это с вызывающей дерзостью.

И тем не менее вопрос о том, сообщать или нет о таких случаях в полицию, довольно непростой для человека русской ментальности. На одной чаше весов возмущение и желание предотвратить возможные ДТП этих лихачей, а на другой – усвоенное до рефлекса правило, что сообщение о правонарушении – это своего рода донос. По моему убеждению, имеет смысл звонить только в том случае, если подобные люди несут потенциальную опасность другим гражданам. Хочется надеяться, что в России граждане никогда не будут сообщать друг на друга в полицию из-за выкинутого в окно бычка, благонадежности, идейной ориентации или критики действующей власти. А вот с хамами на дороге можно и нужно бороться именно с помощью полиции. По крайней мере, для себя я такой вывод сделал.

В настоящий момент на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) опубликован проект предложений в действующее дорожное законодательство, который призван обязать правоохранителей возбуждать административные дела против нарушителей ПДД на основании записей видеорегистраторов. В качестве плюсов этого предложения — снижение аварийности, повышение безопасности на дорогах и реализация принципа неотвратимости наказания. Для принятия инициативы не хватает примерно 18 тыс. голосов.

Подпишитесь на «За рулем» в