"с вами говорит колесо..." — журнал За рулем

"с вами говорит колесо..."

«С ВАМИ ГОВОРИТ КОЛЕСО...»

ТЕХНИКА

/ЗАКОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ

«С ВАМИ ГОВОРИТ КОЛЕСО...»

ШИНА САМА ПОДСКАЖЕТ, ЧТО ЕЕ ПОРА ПОДКАЧАТЬ

ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ...

Регулировать и проверять давление воздуха в шинах на ходу научились уже давно — на армейских машинах. Правда, для этого приходилось соединять золотник вращающегося колеса со специальным пневмотрубопроводом. Система сложная, капризная, но манометр на щитке приборов все же показывал, насколько накачаны шины. Иногда в качестве дорогой опции предлагали дистанционный контроль давления и для легковых автомобилей, но о штатном оборудовании разработчики не задумывались...

...Пока не случился скандал со взрывающимися шинами «Файрстоун» на «фордах-эксплорер». На слушаниях в Конгрессе США шинных дел мастера пытались обвинить во всем водителей, которые-де не следили за давлением и беспечно набирали слишком большую скорость при нехватке нескольких десятых атмосферы! Положа руку на сердце, признаемся: мы не слишком часто вынимаем манометр из чехла, так что проморгать небольшую утечку воздуха можем запросто. Взвесив все «за» и «против», конгрессмены пришли к выводу: нужен закон, предписывающий установку на все легковые автомобили систем контроля за давлением в шинах. Сказано — сделано: уже с 2003 года ни один новый автомобиль в США без этого не будет допущен к эксплуатации! Можно не сомневаться, что и Европа последует заокеанскому примеру. Более того, уже сегодня разработчики предлагают множество вариантов, стремясь опередить конкурентов в хитроумности подхода и дешевизне.

А НЕ «НАДУВАЮТ» ЛИ НАС?

Так ли важно ловить «сотые»? Ответ дает таблица, подготовленная по данным фирмы «Мишлен», компетентность которой, думаем, не вызывает сомнений.

Справедливости ради отметим, что иногда все же стоит выпустить часть воздуха на свободу. На рыхлом песчаном грунте это даст прибавку в тяге до 3% при давлении в шине 0,1 МПа и целых 30%, если вы решитесь оставить всего 0,05 МПа (пол-атмосферы), несмотря на опасность «разуться». При определенных условиях сильно пониженное давление уменьшает риск аквапланирования. Но все это, заметьте, особые условия движения, в повседневной же езде недокачанные шины приносят безусловный вред!

ДЕШЕВО И СЕРДИТО

Чтобы постоянно оценивать давление в шине, можно воспользоваться... данными от АБС (ныне эта система уже почти стандарт). В самом деле, датчики постоянно замеряют скорость вращения колес, а она зависит от давления воздуха. Радиус качения слегка спущенного колеса уменьшается, а скорость, наоборот, растет. Дальше — дело техники и электронных мозгов. Достоинства идеи — в ее простоте и дешевизне. А каковы недостатки?

Во-первых, АБС чувствует снижение давления начиная от 30% — многовато, сойдет только на случай прокола. Во-вторых, если все колеса «травят» одинаково быстро, тревога не раздастся никогда. Наконец, во время прохождения поворотов система на время отключается и вообще хорошо работает лишь на ходу, причем в среднем диапазоне скоростей. Тем не менее уже сейчас такими устройствами оснащают БМВ моделей М3 (RDW от «Континенталь») и М5 («Ворнэйр» от «Данлоп»).

ДОРОГО, НО МИЛО

Другой, более перспективный путь — размещать датчики давления... внутри шины. (Кстати, такие попытки предпринимали на «Порше» еще в 80-е годы, но подвела элементная база). Требования чрезвычайно высоки: чувствительная электроника должна выдерживать толчки, вибрацию, повышенную температуру, перепады давления и т. д., будучи при этом чрезвычайно компактной, легкой и экономной. Компании «Шредер» и «Смарт тайр», «Пэсифик» и «Сименс», «Континенталь» и «Додуко» занимались и занимаются поиском приемлемых решений, но, пожалуй, дальше всех продвинулась фирма «Беру», о последней разработке которой и пойдет далее речь.

Итак, датчик давления и температуры воздуха вместе с радиопередатчиком, работающим на частоте 433 МГц, сжался до пластиковой коробочки весом всего 40 г, включая литиево-ионную батарейку со сроком службы не менее... 7 лет! Крепится все это хозяйство на специальном вентиле, который устанавливают вместо штатного. Он ведет оживленный радиообмен с электронным блоком. От хозяина автомобиля требуется только сообщить величину нормального давления в шинах из заводской инструкции. Остальное берет на себя электроника, которая не только определяет снижение давления в каждом колесе на 0,02 МПа (примерно 10% номинальной величины), но и следит за скоростью этого процесса. Если она невелика, что говорит о постепенной диффузии воздуха, на дисплее перед водителем появится «мягкое» предупреждение желтого цвета и вежливая просьба подкачать шину. Не отреагировали? Тогда при падении давления на 0,04 МПа просьба станет настойчивее и «покраснеет». Если давление упало быстрее чем за минуту, загорится красная надпись: «Прокол, немедленно остановитесь!» Еще одно сообщение появится, если система самодиагностики определит близость разряда батарейки — вряд ли человек вспомнит, что семь лет уже пролетели.

О надежности устройства лучше всего скажут цифры допустимых нагрузок: датчик выдерживает ускорения до 2000 g и перепады температур от — 40 до + 170°С!

Система RDKS от «Беру» заинтересовала уже многих ведущих автопроизводителей. БМВ, «Мерседес-Бенц», «Ауди», «Рено», «Ягуар», «Вольво», «Шевроле», «Ситроен» предлагают будущим владельцам доплатить за полезную систему около 500 долларов, но вероятно, что со вступлением в силу упомянутого закона цена значительно снизится.

НЕУЖЕЛИ МЕНЯТЬ КОМБИНАЦИЮ?

Нет сомнения, что найдутся желающие смонтировать новинку на своем любимом автомобиле, пусть даже закон пока этого не требует. Но ведь в штатной комбинации приборов нет места для еще одного сигнализатора! А дополнительный прибор может плохо вписаться в привычный интерьер... Эту частную задачу уже разрешила фирма «Джентекс», предложив использовать в качестве дисплея зеркало заднего вида. Тем более, что на него водитель бросает взгляд в среднем четыре раза в минуту, а на панель приборов — лишь три. Причем самое замечательное, что от нового зеркала даже не придется тянуть дополнительные провода — помните, ведь с шинами ведется радиообмен! Более того, «Джентекс» откорректировал программу и дал водителю возможность не только читать предупреждения, но и видеть при желании конкретные величины давления воздуха в каждом колесе!

Не хотите менять зеркало? Ну, хоть сотовый телефон-то у вас есть? Тогда обратитесь в фирму «Нокиа» и ее филиал «Роудснуп» (RoadSnoop). Спустившая шина просто... позвонит вам на «мобильник» и на чистом английском сообщит о своей беде. Эта новинка появится в продаже уже в будущем году.

Вероятно, российские автостроители еще не скоро озаботятся аналогичными проблемами и полезные устройства не приведут к быстрому удорожанию народных «девяток-десяток». Первыми, как обычно, становятся безопаснее иномарки. А потом и наши приобщатся к технике сегодняшнего дня... хорошо бы — без многолетнего опоздания.

КСТАТИ

Чтобы давление воздуха в шинах всегда было в норме, попробуйте накачать шины... азотом. Этот газ намного медленнее просачивается сквозь резину, чем кислород, составляющий около 20% в смеси под названием «воздух». В Германии, например, такая услуга стоит всего 5 марок за колесо. И уж совсем не диффундирует так называемый гексафторид серы (SF6), но заполнение им одной шины впятеро дороже!

Сообщения на панели

приборов: «Проверьте давление»,

«Дефект правой передней шины».

Нехитрое устройство «Беру»: радиофицированный вентиль с датчиками.

Приемник сигналов датчиков можно встроить и в зеркало: в окошке символы четырех шин, величина и оценка давления.

Потерявшая герметичность шина пришлет водителю сообщение на мобильный телефон.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров2593
Оцените материал
0:0
Загрузка...

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: