Два года = пять киловатт — журнал За рулем

Два года = пять киловатт

ДВА ГОДА = ПЯТЬ КИЛОВАТТ

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

ДВА ГОДА = 

ПЯТЬ КИЛОВАТТ

ЧАС ИЗБАВЛЕНИЯ

ОТ ГЕНЕРАТОРА И АККУМУЛЯТОРА УЖЕ БЛИЗОК

Меньше двух лет понадобилось БМВ и «Делфай», чтобы разработать и представить публике прототип безгенераторного автомобиля.

Известно, что привычная цепочка преобразования энергии, заключенной в топливе, в электрический ток обладает не слишком высоким КПД. К тому же она нормально функционирует лишь при достаточно высоких оборотах двигателя. Беда не только и не столько в дополнительном расходе бензина — «молотящий» мотор отравляет окружающую среду и укорачивает собственную жизнь.

Но сжигать топливо в цилиндрах, чтобы получить электричество, — не единственный путь. У прямого каталитического процесса в топливном элементе новейшей конструкции КПД почти вдвое выше! К тому же APU (Auxiliary Power Unit — вспомогательный источник питания) работает совершенно независимо от двигателя и дает до 5 кВт (!) энергии сколь угодно долго, пока не опустеет бензобак. А значит, в машине будет тепло зимой и прохладно летом, будут работать кофеварки, холодильники, телевизоры...

Под полом багажника спрятаны реформер, в котором бензин разлагается при температуре около 800°С, выделяя водород, и топливный элемент, где этот газ, соединяясь с кислородом воздуха, «превращается» в ток и водяной пар. Новая разработка названа SOFC (Solid Oxide Fuel Cell). Здесь реакция идет в твердом пористом кубике из керамической окиси циркония. Такой топливный элемент «переваривает» примеси, неизбежно содержащиеся даже в самом лучшем бензине. То есть выгодно отличается от собратьев, работающих на метаноле.

Итак, с генератором, регулятором напряжения, провисающим и свистящим ремнем скоро будет покончено. А вот аккумулятор пока останется, хотя ему хватит буквально пары ампер-часов для пуска APU и поддержания работы сигнализации. Большой стартерный ток сможет обеспечить буферный суперконденсатор. Впрочем, в автомобилях будущего этот ток будет втрое меньшим, чем сегодня, — бортовая сеть переводится на 42 В.

Новая разработка может быть применена на любых традиционных автомобилях, лишь бы их кондиционер мог работать с электрокомпрессором. Вполне возможно, что через пару лет в продаже появятся наборы «Сделай сам» для тех, кто хочет приобщиться к новейшей технике, не меняя любимый автомобиль целиком.

Источник питания APU: 1 — теплоизоляция; 2 — выхлоп «отработанного» пара; 3 — бензиновый реформер; 4 — регулятор подачи воздуха для SOFC; 5 — регулятор подачи воздуха для реформера; 6 — твердотелый топливный элемент; 7 — вентилятор; 8 — контакты; 9 — регулятор подачи бензина.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров1143
Оцените материал
0:0

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: