Сказка о "семерке" — журнал За рулем

Сказка о "семерке"

СКАЗКА О «СЕМЕРКЕ»

ТЕХНИКА

/СЕКТОР ГАЗА

СКАЗКА О «СЕМЕРКЕ»

ЖИЛИ-БЫЛИ НПФ САГА И ОАО «ПАО ИНКАР». И РОДИЛАСЬ У НИХ ДОЧКА — СЕДЬМАЯ ПО СЧЕТУ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

У НАС В РОССИИ ГАЗ

Даже двоечник с последней парты знает, что газов в природе существует великое множество. Однако далеко не все пригодны в пищу автомобильным моторам. Сегодня двухтопливные двигатели в массе своей используют сжиженный нефтяной газ (смесь пропан-бутан) — попутный продукт перегонки нефти. Совершенно естественно, что его количество ограничено объемами добычи и переработки «черного золота». А вот природного газа метана на планете достаточно, только успевай добывать и продавать. И это не единственное его преимущество. При сгорании выделяется меньше вредных веществ, например, углеводородов — примерно на четверть, а большую часть выбросов составляет и вовсе безвредный водяной пар.

Наконец, важнейший аргумент в пользу метана — привлекательная цена: около трех рублей за кубометр. Пропан с бутаном уже не конкуренты — эта парочка в два раза дороже. Вот и взялись конструкторы и разработчики за более сложные топливные системы, работающие на природном газе. Одна из них — московско-пермская новинка САГА-7.

СЕДЬМАЯ ИЛИ ПЕРВАЯ?

Только не думайте, что САГА-7 — это модернизированный вариант уже знакомой многим установки с порядковым номером 6 (ЗР, 1999, № 8). У них одни родители — московская научно-производственная фирма САГА и пермское авиационное объединение «Инкар», сестры похожи друг на друга, но только на первый взгляд. Основные отличия конструкций связаны с разным давлением газа в системах. В САГА-7 сжатый метан хранится под давлением примерно 20 МПа (200 атмосфер), в САГА-6 сжиженный пропан-бутан требует «гнета» почти на порядок меньшего.

Баллон, пожалуй, самая дорогая деталь. Чтобы снизить массу и повысить прочность стенок, применяют легированные металлы или алюминий, армированный стеклопластиком. Каждый литр внутреннего объема стоит примерно 4–5 долларов. Нетрудно прикинуть цену 50-литрового бочонка для «Жигулей». Грузовички вроде «Газели» довольствуются стальными баллонами с толстенными стенками — они дешевле, но весят бог знает сколько. Тем, кто ежедневно накручивает по несколько сотен километров, поставят два баллона — тяжеловато, зато за указателем топлива не надо постоянно следить.

На выходе из баллона установлен вентиль — тройник с краником. Он распределяет газ по маршруту «заправочное устройство-баллон-система», а в случае пожара быстро стравит давление и освободит емкость от взрывоопасного горючего.

От баллона газопровод идет к клапану высокого давления под капотом. По команде электронного блока тот перекрывает (когда это требуется) подачу газа к редуктору. Работа на первый взгляд несложная, но не забывайте, сколько мегапаскалей в топливной магистрали! Кроме того, в корпусе клапана установлен датчик, контролирующий давление газа в баллоне и передающий через электронный блок сигналы на указатель уровня топлива.

Редуктор-испаритель внешне похож на тот, что в САГА-6, но сходство кажущееся — вся начинка оригинальная. На корпусе нет клапана для слива конденсата — природный газ, в отличие от пропан-бутана, на работе «не потеет». Клапан исчез, зато появился латунный редуктор высокого давления. Он понижает давление до 1 МПа, и «расслабленный» метан заполняет редуктор-подогреватель. Далее в зависимости от конструкции автомобиля он дозированно подается через смеситель в пространство перед дроссельной заслонкой и с воздухом попадает в камеру сгорания.

Бензиновый клапан унифицирован с предыдущей установкой. Задача его также осталась прежней — отсекать подачу бензина при работе на газе.

САГА О БЕЗОПАСНОСТИ

Высокое давление в баллонах и топливных магистралях накладывает на производителя серьезную ответственность, что нашло отражение в конструкции САГА-7. Вентиль баллона, заправочное устройство, электромагнитный клапан и редуктор высокого давления снабжены двойными уплотнениями и штуцерами для отвода газа. При разгерметизации основной прокладки горючее попадает в дренажную полость — проникнуть в салон или моторный отсек ему не дает второе уплотнение. Далее по гибким шлангам газ выходит за пределы автомобиля. Специальные датчики фиксируют утечку и подают команду на электронное устройство. Водитель слышит звуковой сигнал, при этом световые индикаторы указывают на место неисправности: багажное отделение или моторный отсек. Не «всякий пожарный» блок самостоятельно отключает газовый электроклапан после остановки двигателя. А чтобы остатки метана не вытекали в подкапотное пространство, в редукторе предусмотрено разгрузочное устройство с вакуумным управлением.

Российские производители изготавливают любую резину, кроме той, которая бы исправно работала в газовых средах. Поэтому мембраны в САГА-7 — импортные. Специалисты прочат им безотказную работу в течение пяти лет. А дальше — как повезет. В любом случае замена не отнимет много времени и денег. Кстати, вместо некоторых резиновых уплотнений установлены мягкие латунные кольца. Они не трескаются, не твердеют, остаются герметичными в течение всего срока службы.

А если вы подъехали к заправке, оплатили необходимое количество газа, подсоединили шланг, а потом... забыли про него? Покинуть станцию, виляя купированным хвостиком, вам не удастся — двигатель не заработает, пока автомобиль «привязан» к колонке.

Большую роль в борьбе за безопасность играет и сам природный газ. В отличие от пропан-бутана, метан в 1,6 раза легче воздуха, а посему не скапливается в помещениях и гаражных ямах, быстро улетучивается и не образует взрывоопасную смесь. Ко всему прочему природный газ хуже воспламеняется. Чтобы «бабахнуло», его потребуется в 2–2,5 раза больше.

СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ

Установка САГА-7 на отечественную легковушку обойдется частнику примерно в 15 тыс. руб. Содержимое 50-литрового баллона со сжатым метаном эквивалентно 12 литрам «девяносто второго» бензина. Следовательно, экономия на топливе по нынешним ценам на каждые 100 км составит около 40 руб. Значит, затея окупится примерно к сороковой тысяче.

Здорово, не правда ли? Даже не верится — прямо как в сказке. Но коль метан так хорош и дешев, почему в стране так мало машин работает на нем? Чтобы ответить, вспомните, часто ли попадались на вашем пути газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) — заправки со сжатым природным газом? Даже при малых пробегах мотаться несколько раз в неделю на отдаленную колонку неудобно и невыгодно. В канистру газ не зальешь, а ставить на легковой автомобиль большой баллон дорого, да и размеры багажника ограничивают.

Без помощи государства автомобили на сжатом природном газе так и останутся сказочными персонажами. Чиновникам неплохо бы пересмотреть систему налогообложения, которая душит производителей и взвинчивает стоимость газового оборудования и обслуживания; при этом агитировать владельцев, давая им поблажки и льготы. Увеличится число «метановых» автомобилей — начнет развиваться сеть заправочных комплексов не только в крупных городах, но и вдоль основных магистралей. Тогда современная сказка о метане и станет реальностью.

Двухступенчатый редуктор-подогреватель с редуктором высокого давления.

Вентиль газового баллона (слева) и заправочное устройство.

Бензиновый и газовый клапаны.

Принципиальная схема газовой топливной системы САГА-7: 1 — редуктор высокого давления; 2 — двухступенчатый редуктор низкого давления; 3 — газовый электромагнитный клапан; 4 — бензиновый клапан; 5 — вентиль; 6 — заправочное устройство; 7 — газовый баллон; 8 — дренажные шланги; 9 — трубопровод высокого давления; 10 — электронный блок управления; 11 — смеситель.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров1888
Оцените материал
0:0
Загрузка...

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: