Между камазом и "блейзером"

МЕЖДУ КАМАЗОМ И "БЛЕЙЗЕРОМ"

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЧТО НА ЕЛАЗЕ?

МЕЖДУ КАМАЗОМ И "БЛЕЙЗЕРОМ"

СУДЬБА ПРОЕКТА ВЕКА

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

В далеком 1984 году "по решению партии и правительства" в заштатном татарском городке Елабуга началась стройка гигантского тракторного завода. Потом подсчитали, что по числу тракторов на душу населения мы и так давно впереди планеты всей, и завод решили перепрофилировать на производство 900 тысяч (!) "народных" автомобилей в год. Что сегодня происходит на бывшей ударной комсомольской стройке?

ПРОИЗВОДИМ ВСЕ, КРОМЕ АВТОМОБИЛЕЙ

ПО "Елабужский завод легковых автомобилей" и сегодня потрясает своими масштабами. На площадке размерами 6х3 километра раскинулись шесть основных корпусов, каждый по 200-300 тыс. м2 (считай, по 40-60 футбольных полей). А еще - десяток зданий для вспомогательных служб. Зданий - громко сказано: у большинства, в лучшем случае, крыша и стены, нет даже полов. И жизнь идет только в нескольких из них. Например, в единственном полностью достроенном корпусе работает СИЗ - станкоинструментальный завод. Когда-то, по проекту, здесь должны были делать станки и инструменты для основного производства. Теперь на ЕлАЗе основное производство - сам СИЗ.

- Когда стало ясно, что массовый выпуск автомобилей на заводе не получится, - рассказывает заместитель генерального директора ЕлАЗа Юрий Мартынов, - вспомнили, что в 50 км от Елабуги находится КамАЗ, в 180 км - "Ижмаш", да и до Тольятти всего 350 км. А у нас простаивает уникальное оборудование для металлообработки! Короче, теперь мы производим около 300 (!) наименований комплектующих и среди них тормозные диски и барабаны, головки блоков, крышки картера и многие другие ответственные детали. Их заказывают почти все наши автозаводы - КамАЗ, ВАЗ, ГАЗ, "Ижмашавто", УАЗ, Ликинский автобусный.

А еще автомобильный завод сегодня - лидер в производстве запасных частей к нефтедобывающему и торговому оборудованию. Периодически из его ворот выходят и автомобили, но очень специфические: на базе "уралов" и КрАЗов монтируют оборудование по заказам нефтяников, с недавнего времени выпускают уникальную установку ДУ-2 (на базе "Бычка") для дезинфекции и дезинсекции животноводческих ферм. В последнее время всеобщий страх перед ящуром поднял на нее спрос. Тем более, что предприимчивые сельхозработники уже научились с помощью установки ДУ-2 и стены белить, и огороды поливать, и еще много чего делать - голь, как говорится, на выдумки хитра.

Ну, а как же с идеей массового выпуска автомобилей? На ней, скорее всего, можно поставить жирный крест.

- К сожалению, у нас нет для этого ни средств, ни научно-технического потенциала, ни рабочей силы, - говорит Юрий Мартынов. - Елабуга всегда была городом небольшим, провинциальным. Ежедневно несколько сотен человек приезжают на работу из Набережных Челнов и Нефтекамска, а "вахтовики" из Казани и Ижевска живут у нас в общежитиях по месяцу, потом - следующая смена. Объемы действующего производства надо наращивать - есть возможности, оборудование позволяет, но - не хватает рабочих рук...

ВЕЛОСИПЕДЫ? ПОЖАЛУЙСТА

В 1998 году, чтобы увеличить привлекательность завода для инвестиций, законом Республики Татарстан была учреждена свободная экономическая зона (СЭЗ) "Алабуга". Граница ее проходит по заводскому забору.

- Все предприятия, зарегистрированные на территории СЭЗ, освобождены от республиканских и местных налогов, кроме НДС, на 25 лет, - разъясняет Валентин Дмитерко, директор фирмы "ЕлАЗинжиниринг". - Значит, вместо 30 процентов налога на прибыль они платят всего 11. И на сегодняшний день, кроме самого ЕлАЗа, на площадке зарегистрированы 14 компаний, еще несколько подали документы на регистрацию.

В конце марта на СП "Скан Тат-Алабуга" выпущены первые два городских автобуса "Барс" (двигатель "Вольво-Пента" и коробка-автомат на шасси КамАЗ-5297). Кстати, коробка передач по немецкой лицензии делается в Казани, а вот дизайн кузова - оригинальный. "Барс" в два раза дешевле своего шведского "старшего брата", и правительство Татарстана готово покупать ежегодно 100-200 таких машин.

В соседнем помещении работает чешско-российское СП "ЦБС Аутомотив Елабуга" - производит антикоррозионные мастики для всех ведущих наших автозаводов. Фирма "Автомастер" переделывает серийные КамАЗы для нужд сельского хозяйства. На их рефрижераторы и самосвалы с кузовом трехсторонней выгрузки в регионе хороший спрос. СП "ЕлАЗ-Сид" выпускает (пока, правда, малыми партиями) сиденья для "Оки", а СП с английской фирмой - силиконовые высоковольтные провода (в ближайшем будущем - еще и тормозные шланги). Есть и российско-тайваньское совместное предприятие. Его продукция - современные велосипеды почти десяти моделей.

А вот об успехах корпорации "ЕлАЗ-Джи-Эм" что-то не слышно. Пока не распроданы еще "блейзеры" и "вектры", собранные здесь в 1998-2000 гг.; что будет дальше - неизвестно. И все же, по уверению руководства корпорации, "Дженерал моторс" из Елабуги уходить не собирается. Здесь у них своя собственность - один из недостроенных цехов...

КОРОЛЬ УМЕР... ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

Брошенный когда-то всеми гигант тем не менее выжил, мало того - в убыточных не числится, а с появлением свободной экономической зоны ежегодно увеличивает объемы производства в среднем на 70%. И средняя зарплата на ЕлАЗе (3800 рублей) в регионе считается очень достойной: выше только у нефтяников, энергетиков да на КамАЗе.

Конечно, жаль, что, по всей вероятности, не увидим мы на улицах городов "народные автомобили" с шильдиком "ЕлАЗ". А может, это и к лучшему? Даже если бы во всех корпусах завода успели настелить полы, проложить коммуникации и установить оборудование, вряд ли они начали выпуск малолитражек. Как ни крути, ЕлАЗ - типичный продукт советской эпохи, и в новых экономических условиях подобный мастодонт был в любом случае обречен.

А вот делать комплектующие - это сегодня то, что нужно. По мнению многих экономистов, если в стране будет развито производство автомобильных компонентов - будет и свой конкурентоспособный автопром. Именно в таком порядке. Тут ЕлАЗ оказался и ко времени, и к месту.

Первый в ряду "барсов".

Не все "блейзеры" и "вектры" еще проданы.

Подпишитесь на «За рулем» в