Между камазом и "блейзером" — журнал За рулем

Между камазом и "блейзером"

МЕЖДУ КАМАЗОМ И «БЛЕЙЗЕРОМ»

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЧТО НА ЕЛАЗЕ?

МЕЖДУ КАМАЗОМ И «БЛЕЙЗЕРОМ»

СУДЬБА ПРОЕКТА ВЕКА

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

В далеком 1984 году «по решению партии и правительства» в заштатном татарском городке Елабуга началась стройка гигантского тракторного завода. Потом подсчитали, что по числу тракторов на душу населения мы и так давно впереди планеты всей, и завод решили перепрофилировать на производство 900 тысяч (!) «народных» автомобилей в год. Что сегодня происходит на бывшей ударной комсомольской стройке?

ПРОИЗВОДИМ ВСЕ, КРОМЕ АВТОМОБИЛЕЙ

ПО «Елабужский завод легковых автомобилей» и сегодня потрясает своими масштабами. На площадке размерами 6х3 километра раскинулись шесть основных корпусов, каждый по 200–300 тыс. м2 (считай, по 40–60 футбольных полей). А еще — десяток зданий для вспомогательных служб. Зданий — громко сказано: у большинства, в лучшем случае, крыша и стены, нет даже полов. И жизнь идет только в нескольких из них. Например, в единственном полностью достроенном корпусе работает СИЗ — станкоинструментальный завод. Когда-то, по проекту, здесь должны были делать станки и инструменты для основного производства. Теперь на ЕлАЗе основное производство — сам СИЗ.

— Когда стало ясно, что массовый выпуск автомобилей на заводе не получится, — рассказывает заместитель генерального директора ЕлАЗа Юрий Мартынов, — вспомнили, что в 50 км от Елабуги находится КамАЗ, в 180 км — «Ижмаш», да и до Тольятти всего 350 км. А у нас простаивает уникальное оборудование для металлообработки! Короче, теперь мы производим около 300 (!) наименований комплектующих и среди них тормозные диски и барабаны, головки блоков, крышки картера и многие другие ответственные детали. Их заказывают почти все наши автозаводы — КамАЗ, ВАЗ, ГАЗ, «Ижмашавто», УАЗ, Ликинский автобусный.

А еще автомобильный завод сегодня — лидер в производстве запасных частей к нефтедобывающему и торговому оборудованию. Периодически из его ворот выходят и автомобили, но очень специфические: на базе «уралов» и КрАЗов монтируют оборудование по заказам нефтяников, с недавнего времени выпускают уникальную установку ДУ-2 (на базе «Бычка») для дезинфекции и дезинсекции животноводческих ферм. В последнее время всеобщий страх перед ящуром поднял на нее спрос. Тем более, что предприимчивые сельхозработники уже научились с помощью установки ДУ-2 и стены белить, и огороды поливать, и еще много чего делать — голь, как говорится, на выдумки хитра.

Ну, а как же с идеей массового выпуска автомобилей? На ней, скорее всего, можно поставить жирный крест.

— К сожалению, у нас нет для этого ни средств, ни научно-технического потенциала, ни рабочей силы, — говорит Юрий Мартынов. — Елабуга всегда была городом небольшим, провинциальным. Ежедневно несколько сотен человек приезжают на работу из Набережных Челнов и Нефтекамска, а «вахтовики» из Казани и Ижевска живут у нас в общежитиях по месяцу, потом — следующая смена. Объемы действующего производства надо наращивать — есть возможности, оборудование позволяет, но — не хватает рабочих рук...

ВЕЛОСИПЕДЫ? ПОЖАЛУЙСТА

В 1998 году, чтобы увеличить привлекательность завода для инвестиций, законом Республики Татарстан была учреждена свободная экономическая зона (СЭЗ) «Алабуга». Граница ее проходит по заводскому забору.

— Все предприятия, зарегистрированные на территории СЭЗ, освобождены от республиканских и местных налогов, кроме НДС, на 25 лет, — разъясняет Валентин Дмитерко, директор фирмы «ЕлАЗинжиниринг». — Значит, вместо 30 процентов налога на прибыль они платят всего 11. И на сегодняшний день, кроме самого ЕлАЗа, на площадке зарегистрированы 14 компаний, еще несколько подали документы на регистрацию.

В конце марта на СП «Скан Тат-Алабуга» выпущены первые два городских автобуса «Барс» (двигатель «Вольво-Пента» и коробка-автомат на шасси КамАЗ-5297). Кстати, коробка передач по немецкой лицензии делается в Казани, а вот дизайн кузова — оригинальный. «Барс» в два раза дешевле своего шведского «старшего брата», и правительство Татарстана готово покупать ежегодно 100–200 таких машин.

В соседнем помещении работает чешско-российское СП «ЦБС Аутомотив Елабуга» — производит антикоррозионные мастики для всех ведущих наших автозаводов. Фирма «Автомастер» переделывает серийные КамАЗы для нужд сельского хозяйства. На их рефрижераторы и самосвалы с кузовом трехсторонней выгрузки в регионе хороший спрос. СП «ЕлАЗ-Сид» выпускает (пока, правда, малыми партиями) сиденья для «Оки», а СП с английской фирмой — силиконовые высоковольтные провода (в ближайшем будущем — еще и тормозные шланги). Есть и российско-тайваньское совместное предприятие. Его продукция — современные велосипеды почти десяти моделей.

А вот об успехах корпорации «ЕлАЗ-Джи-Эм» что-то не слышно. Пока не распроданы еще «блейзеры» и «вектры», собранные здесь в 1998–2000 гг.; что будет дальше — неизвестно. И все же, по уверению руководства корпорации, «Дженерал моторс» из Елабуги уходить не собирается. Здесь у них своя собственность — один из недостроенных цехов...

КОРОЛЬ УМЕР... ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

Брошенный когда-то всеми гигант тем не менее выжил, мало того — в убыточных не числится, а с появлением свободной экономической зоны ежегодно увеличивает объемы производства в среднем на 70%. И средняя зарплата на ЕлАЗе (3800 рублей) в регионе считается очень достойной: выше только у нефтяников, энергетиков да на КамАЗе.

Конечно, жаль, что, по всей вероятности, не увидим мы на улицах городов «народные автомобили» с шильдиком «ЕлАЗ». А может, это и к лучшему? Даже если бы во всех корпусах завода успели настелить полы, проложить коммуникации и установить оборудование, вряд ли они начали выпуск малолитражек. Как ни крути, ЕлАЗ — типичный продукт советской эпохи, и в новых экономических условиях подобный мастодонт был в любом случае обречен.

А вот делать комплектующие — это сегодня то, что нужно. По мнению многих экономистов, если в стране будет развито производство автомобильных компонентов — будет и свой конкурентоспособный автопром. Именно в таком порядке. Тут ЕлАЗ оказался и ко времени, и к месту.

Первый в ряду «барсов».

Не все «блейзеры» и «вектры» еще проданы.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров964
Оцените материал
0:0
Загрузка...

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: