Как реформировать ОСАГО: мнение читателя

Что такое полис ОСАГО? Формально – документ, который позволяет водителю, виновному в ДТП, не понести материальных потерь. Но на деле сегодня это просто бумажка, считает наш читатель Михаил Корнюшин.

Если кто не помнит, ныне действующий закон называется «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Но в случае, когда в одну страховку кроме владельца вписаны и другие лица, название, согласитесь, теряет всякий смысл. И уж тем более когда страховка обезличена, то есть могут ездить все без исключения. Номер страхового полиса не несет никакой нагрузки. Но стоит в названии закона изменить всего одно слово – вместо «владелец» написать «водитель», – смысл будет вполне определенный. И персональный номер страхового полиса будет присвоен вполне конкретному гражданину на всю его водительскую жизнь.

Вдобавок стоимость страховки должна зависеть от того, на какую категорию ТС она распространяется, и от того, управление какой категорией ТС разрешено данному водителю. Причем надо разделить сферы его деятельности на этом поприще: управление ли это собственным автомобилем или же профессиональная деятельность, приносящая доходы. Проще говоря, я уверен, что должны быть застрахованы действия водителя и их последствия при совершении им ДТП на транспортном средстве соответствующей категории.

Попытаюсь объяснить мою мысль на нескольких примерах, и вы сами поймете, что при внесении изменений в закон сегодняшние проблемы отпадут сами собой.

Случай 1

На станцию под разгрузку прибыл железнодорожный состав с автомобильной техникой. Как вы думаете, есть ли у водителей-перегонщиков хоть какие-нибудь страховки?

Случай 2

Когда вы сдаете свой автомобиль в ремонт, за руль садится водитель-приемщик. А у него есть такой документ?

Случай 3

С водителем машины, в которой вы ехали, что-то случилось; предположим, он потерял сознание. При нынешних обстоятельствах можно нарушить закон и спасти чью-то жизнь, а можно законопослушно объяснить, почему не помог…

И таких вариантов множество. А если бы страховка зависела от категории ТС, указанной в вашем водительском удостоверении, а не от конкретного автомобиля, к которому она вас привязывает, то все эти случаи были бы не нарушениями закона, а наоборот, его четким исполнением. Я уверен, все сталкивались с подобными ситуациями. И во всех случаях гражданин нарушает закон. Конечно, неумышленно, не во вред – во благо ведь! Однако это порождает мысль, что любой закон можно чуть-чуть нарушать. А как еще жить?..

Основные принципы обязательного страхования предполагают экономическую заинтересованность в повышении безопасности дорожного движения, а на деле – водитель не несет никакой ответственности. Вот еще случай из реальной жизни. Человек работает водителем, его автомобиль – с безлимитной страховкой. Он грубо нарушает правила и становится виновником ДТП, компания несет немаленькие убытки. И что дальше? Водитель этот увольняется и тут же устраивается работать на соседнее предприятие, где ему предоставляют другой автомобиль – тоже с обезличенной страховкой. А будь у этого лихача персональная страховка под определенным номером, зарегистрированная в общей базе данных, с указанием всех ДТП, когда-либо им совершенных, и нанесенного материального ущерба, ему вряд ли удастся легко найти работу по специальности.

При продлении страховки должна учитываться предыдущая история водителя, и в зависимости от размера убытков, нанесенных компании, может быть увеличена плата – хоть в геометрической прогрессии. Его право – выбрать любую страховую компанию, но в любой же компании по номеру страховки узнают всю историю водителя. Так появится надежда постепенно избавиться от «дураков на дорогах». Штраф же за управление без страховки должен быть сопоставим со стоимостью полиса, чтобы смысл ездить без него пропадал. Возможно, впоследствии и страховые агенты станут не нужны, если у водителя появится полис в виде банковской карты с возможностью ее пополнения через банкомат. А сотрудник ДПС сможет проверить ее с помощью мобильного терминала.

Кстати, цена полиса должна зависеть от типа ТС, к управлению которым допущен водитель, а также от категории: любитель или профессионал. Понятно, что самый дорогой полис будет у водителя школьного автобуса, но за него заплатит предприятие. Предварительно, конечно же, внимательно изучив историю кандидата (см. выше).

Убытки страховых компаний станут меньше, и агенты потеряют интерес к клиентам с «веселой историей». Водителя обяжут при устройстве на работу предъявить работодателю страховой полис, тем самым показав свою историю. Сразу станет видно, можно ли доверить ему автомобиль.

А вы как думаете? Пишите: [email protected]

Подпишитесь на «За рулем» в