Флагман вчерашнего дня — журнал За рулем

Флагман вчерашнего дня

ФЛАГМАН ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/НА ПЕРЕПУТЬЕ

ФЛАГМАН ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

ЧТО УГОТОВАНО ЗАВОДУ ИМЕНИ ЛИХАЧЕВА?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

В последний день зимы с главного конвейера АМО «ЗИЛ» сошел 50-тысячный «Бычок» ЗИЛ-5301. Вроде бы, повод порадоваться, но экономическая ситуация на бывшем флагмане советского автопрома не располагает к тому, чтобы бить в литавры.

Рассчитанный на выпуск 220 тысяч грузовых автомобилей и автобусов ЗИЛ в прошлом году произвел 21,5 тысячи, из них около 60% «бычков». Судя по отчетам, все они проданы, а завод по-прежнему в долгу, как в шелку. В начале года была даже сокращена подача газа. Причину объяснять нет нужды — хронические неплатежи коммунальным службам...

— Прошлый год мы закончили с уровнем рентабельности 3,5%, — объясняет ситуацию генеральный директор АМО «ЗИЛ» Валерий Носов. — Завод не убыточный, но чтобы такая махина нормально функционировала, этот уровень надо доводить до 12%.

Сегодня «Бычок» — самый дешевый в своем классе — 7–8 тыс. долл. Следующий — «АВИА-Прага» (чешский завод, принадлежащий «Дэу») идет по цене 22–24 тыс., а «Форд» уже зашкаливает под 40 тыс.

— Для того чтобы ЗИЛ мог нормально существовать, «Бычок» надо бы продавать за 10 тыс., — рассуждает В. Носов, — а это для наших покупателей очень дорого.

Но даже из тех 7–8 тыс., которые завод мог бы выручить за свою продукцию, «живых» денег совсем немного: около 60% уходит по бартеру за комплектующие, сырье...

— Как при первобытнообщинном строе, — с горечью говорит директор. — Мы определяем в расчетах с поставщиками, что один «Бычок», к примеру, стоит 100 колесных дисков. За металл, шины, электрооборудование вынуждены рассчитываться машинами. А наши поставщики при этом закладывают в свою продукцию нормальную прибыль — до 30% и за счет этого продают потом наши автомобили значительно дешевле, чем завод. Что это за рынок?

Чтобы вырваться из стальных объятий поставщиков и избавиться от бартера, ЗИЛ пытается получить кредит у московских банков. По словам министра Евгения Пантелеева, заинтересованность уже проявили Собинбанк, банк «Еврофинанс» и Московский индустриальный банк. Помощь в привлечении кредита оказывает Ассоциация российских банков. И хотя речь о сумме не очень большой (400–500 млн. руб.), переговоры идут медленно, тяжело. Видимо, не очень верят банкиры в будущее автозавода...

А как тут поверить? Расположенный почти в центре столицы ЗИЛ, если говорить честно, пока существует только благодаря поддержке своего основного владельца — московского правительства. Под его гарантии берутся льготные кредиты, а плата за землю (350 га только основной площадки!) не взимается. Попробуй назначить за нее нормальную цену — и все, продукция сразу станет убыточной. Хоть и называется завод по-современному «акционерным обществом», по сути он остается гигантом социалистической индустрии. Даже на основной площадке число работающих на сборке автомобилей в два раза меньше, чем управленцев и работников вспомогательных служб. А ведь есть еще своя ТЭЦ, огромный больничный комплекс, 12 филиалов в разных регионах России (большинство из которых убыточно) с 45 тысячами работников. Разве можно прокормить эту армию, выпуская двадцать тысяч «бычков» и еще меньше грузовиков другого класса?

Потихоньку завод предпринимает попытки реструктуризации: уже выделен в отдельное производство «Завод домашних холодильников», начата продажа избыточных площадей — автоагрегатного завода на Озерковской набережной и карбюраторного на Шаболовке (за последний выручили 7 млн. долл.), следующий на очереди — завод карданных валов. Но продажей земли долго не проживешь. Так имеет ли все-таки перспективы наш бывший флагман?

— У ЗИЛа перспективы есть, — уверен его генеральный директор, — продукция его востребована. Я был на многих заводах в Европе, Америке, Японии, но нигде мне за наше производство не было стыдно. А некоторые его подразделения — кузовное, сварочное — вообще можно назвать цехами нынешнего века. Многие считают бессмысленным содержать такие заводы, как ЗИЛ: дескать, от них не только прибыли нет, но еще и помощи требуют. Это не так. Завод обеспечивает средствами существования не только своих рабочих, но и их семьи, всего — около 100 тыс. человек! Закройте нас — и уже правительству придется заботиться о всех этих людях. Просто крупные заводы в нищей стране не могут сегодня обойтись без государственной помощи — это надо понять! Для реструктуризации долгов и наведения порядка на КамАЗе потребовалось 32 млрд. руб., ЗИЛу надо в 10 раз меньше...

Генерального понять можно. Только вот что-то не видно пока желающих инвестировать такие суммы в убыточное предприятие. Может, действительно выгоднее на его площадях, в излучине Москвы-реки, разбить парк аттракционов, как предлагают некоторые экономисты, экологи и архитекторы, и получать нормальную прибыль?

Положа руку на сердце, ЗИЛ по-человечески жалко. Наши отцы и деды создавали его, делали грузовики, которые строили, воевали, помогали стране жить, и вдруг — на месте цехов разные там качели-карусели... Это, если говорить об эмоциональном. А если о прагматичном, перспективах, то, может, и в самом деле в центре столицы место для высокоприбыльных сегодня объектов развлечений и отдыха, а не чадящих труб? Как говорят в таких случаях: время рассудит.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров693
Оцените материал
0:0
Загрузка...

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: