Минное поле

МИННОЕ ПОЛЕ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/"ЧАЙНИК" НА РЫНКЕ

МИННОЕ ПОЛЕ

НАСКОЛЬКО ВЕРОЯТНО КУПИТЬ ПОДДЕЛКУ И УДАСТСЯ ЛИ ВЕРНУТЬ ЕЕ ПРОДАВЦУ?

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ, ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

В "автомобильных" странах автовладелец за редчайшим исключением свою машину сам не обслуживает - все, включая покупку запчастей, доверяет автосервису. У нас многие предпочитают обходиться своими силами, даже на станцию техобслуживания часто отправляются со своими деталями. Почему? Думают, что так надежнее и дешевле? Вполне возможно - сам себя обманывать не станешь. И все-таки оправданно ли самому идти на рынок или в магазин покупать запчасти?

Для ответа на этот вопрос мы снарядили в поход на рынок профессионала и любителя. Первый должен был прокладывать маршрут по тем прилавкам, где легко наткнуться на барахло, а второй, сообразуясь со своим внутренним голосом, самостоятельно решать - брать или не брать деталь? Таким образом мы хотели получить в очередной раз доказательства того, насколько опасен (или неопасен) наш рынок для самостоятельных походов туда "чайников". Но нас интересовало не только это, а еще и возможность вернуть некачественный товар продавцам, а себе - потраченные деньги.

МУХИ В МОТОРЕ

Сначала - визит в Южный порт. Здесь раздолье для оптовиков из провинции. Отсюда развозят детали по всей России. Москвичей, впрочем, тут тоже немало - их привлекает здешнее изобилие - большой выбор и, главное, разброс цен, когда можно сэкономить.

Первым в нашу сумку попадает насос "Утес" за 230 руб. Позднее в редакции мы попытались накачать колесо. Воздух он гонял исправно, но так "заглотнул" ниппель, что пришлось прибегать чуть ли не к клещам. Не каждый автолюбитель сможет использовать такую штуковину без предварительного вмешательства рукастого помощника.

Приобретаем свечной ключ для "406-го" мотора за 15 руб. Что может быть проще шестигранника? Но сей инструмент свечу открутить отказался - не подошел по размеру.

На одном из прилавков красовалась пирамида упакованных в полиэтилен воздушных фильтров. У каждого из них при внимательном рассмотрении обнаружились разные шаг гармошки фильтрующего элемента и рисунок стального каркаса. Геометрия страдала: явно сделаны на коленке из подручных материалов. Острые края каркаса уже вгрызлись в бумагу - значит, жди прорыва, когда пыль вместе с мусором и насекомыми попадет в двигатель. Опытный хозяин на свою машину такое не поставит... но ведь покупают! И наш "чайник" тоже взял.

БРЕД ПОКУПАТЕЛЯ

Проходим мимо прилавка с "фирменным" товаром. Маслосъемные колпачки "Гётце" на "Жигули" выглядят вполне по-настоящему, вот только цена смущает: всего 30 руб. Возьмем упаковочку. "Для себя берешь? - справляется продавец. - Тогда лучше - родные". Но у него "родных" нет. Попытаем счастья на другом прилавке. "Родной "Гётце" есть"? - "Бредишь?" Но не все такие порядочные. "Настоящий" "Гётце" нам все же всучили - за 60 руб. "Хорошие" подделки нынче дороги.

Наш поход продолжается. На изящной упаковочке с двумя лампами красуется знак люксембургской сертификации. Выясняется, что поддельный - 110 рублей, и все дела. Отказались. Попробовали отовариться у соседнего продавца, но он сразу предупредил: "Паленые... Горят не больше 30 секунд. Для себя не берите. Только если на продажу". - "..?" - "Клиенты со всей страны приезжают, берут коробками".

Рядом залежался "башмак" для "Нивы" за 25 целковых, с виду кустарный, но любителю понравился.

ПРЯМО "СО СКЛАДА"

Южный порт велик. Мы уже устали, да и сумка наполнилась, но на пару покупок еще хватит времени. Вот задние тормозные колодки на "Жигули" за 70 "рэ": металл основы тоньше нормы, явные нарушения геометрии, нет маркировки изготовителя, но у "чайника" никаких подозрений. Попробуем приобрести что-то для грузовика. Задний фонарь для КамАЗа за 150 рубликов явно сделан на украденном штампе, без заводской маркировки. Попытка открутить болты в корпусе закончилась фиаско - заменить лампочки невозможно. За шаровую опору для "Москвича" любитель отдал всего тридцатник, якобы с заводского склада (по версии продавца), на самом деле "бэ/у" после переборки...

Разжились еще тормозными шлангами неизвестного происхождения, что тянулись, словно эспандер, кустарной "релюшкой" для "классики" - в редакции при попытке ее установить отлетело крепление, а когда изделие прозвонили, оно оказалось вообще нерабочим.

ВЕРНИ, Я ВСЕ ПРОЩУ

Пора подумать о том, как вернуть покупки продавцам и взыскать с них потраченные нами деньги. В общем-то наше положение не так уж и плохо. Мы не загубили мотор, не очутились в придорожной канаве из-за вырванной шаровой опоры, ночью в пути у нас не перегорела лампа головного света. Тем, кто уже поставил на свою машину подобное барахло и встал из-за него где-нибудь на трассе, куда хуже.

Продавец насосов поначалу заставил немного понервничать: "Я вам ничего не продавал. На чеке не моя подпись, да и печать не нашей фирмы". Формально он оказался прав, но не дарить же ему деньги: пригрозили, что узнаем, за кем закреплено это место. Нет, 230 рублей он не возвратил, но поменял насос на исправный.

Повертев в руках свечной ключ от "Волги", торговцы заявили: "Заводской тоже не подходит. Надо напильничком подработать... Других на рынке нет". "Выходит, нам еще верстак с набором напильников покупать?" В общем, деньги вернули.

Обитатели вагончика, где мы отоварились задним фонарем для КамАЗа, оправдывались: "Кустарный? Зато недорого. Хотите "родной" - пожалуйста". И протянули... точно такой же.

"Да, деталь не заводская - из частной мастерской, - не отрицал хозяин "башмака" на "Ниву". - "Промышленная" в два раза дороже. Не нравится, возьму обратно". А вот сырые тормозные шланги продавец защищал до последнего: "Такие идут на конвейер ВАЗа!" В конце концов и он сдался.

В итоге все вернули деньги, кроме продавца насоса и тех, кто "осчастливил" нас старой шаровой опорой. Возврат товара, похоже, не очень тяготил коробейников. Торговец поддельными лампами пояснил: "С утра уже 80 комплектов продал. Вы меня не разорите". Выходит, с начала дня обманута уже почти сотня покупателей.

ЛУЧШЕ В МАГАЗИНЕ?

Очередную контрольную закупку мы сделали в довольно солидном на вид магазине. Объектами стали провода прикуривателя неизвестного производителя (предположительно из страны Юго-Восточной Азии, Турции или Китая) и знак аварийной остановки (производство Аль Хатиб). "Чайник" без колебаний расплатился за товар.

Как и предполагалось, провода оплошали: что можно ожидать от хилого пучка в четыре малюсеньких усика? Он не смог подать ток достаточной силы, и двигатель нашего автомобиля не завелся. Лишь реле стартера издавало треск. Без труда убедились в том, что и аварийный треугольник - некондиция.

Вернулись в магазин. Грубоватый продавец не скрывал презрительных ноток: "Че? Как не прикуривают? Ерунда! Ща проверим". Подключил наши провода к некоему прибору под прилавком. Сначала оттуда посыпались искры, затем - удивленное хмыканье. Продавцы переглянулись и молча отсчитали 80 рублей. "Да, ребята, я у вас еще и "треугольник" брал - так он свет плохо отражает". Достал знак аварийной остановки. Торговцы добавили 44 рубля.

КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Не каждый при походе на рынок или в магазин имеет возможность взять в напарники специалиста высокого класса. Как же не ошибиться, делая покупки самостоятельно? Наш рейд позволяет дать несколько рекомендаций.

1. К покупке любой запчасти нужно подходить серьезно. "Паленые" провода прикуривателя могут стать причиной пожара, а тусклый "треугольник" - причиной аварии. Всегда помните об этом у прилавка.

2. Не отправляйтесь на рынок, задавшись целью сэкономить "по максимуму": 10-20 процентов по сравнению с магазинной ценой - разумный предел. "Барахло", как показал наш эксперимент, зачастую в 1,5-2 раза дешевле хорошей детали. Поскупитесь, его вам и всучат.

3. Если вы принесли в мастерскую самостоятельно купленные для ремонта детали, обязательно посоветуйтесь с мастером, можно ли их ставить, а то не доедешь и до дома. И смело несите дефектные запчасти назад продавцу. В Южном порту мы вернули несколько деталей, даже не имея чека!

4. Хорошо, если брак удалось распознать еще до установки детали. Но в случае с задним мостом, генератором или коробкой передач это невозможно. Как быть? Сервис деньги за проделанную работу не вернет. Так что по возможности не покупайте сами крупные узлы и сложные детали - доверьте это работнику СТО. Сегодня многие станции по заказам клиентов приобретают нужные запчасти и берут на себя ответственность.

Подпишитесь на «За рулем» в