Вглядитесь в профиль

ВГЛЯДИТЕСЬ В ПРОФИЛЬ

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

ВГЛЯДИТЕСЬ В ПРОФИЛЬ

"ДЕСЯТКА" НА ШИНАХ НОВОЙ РАЗМЕРНОСТИ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

Тесные колесные ниши "десятки" надолго охладили пыл любителей домашнего тюнинга, заставив даже профессионалов взяться за резаки или подолгу колдовать над углами установки и вылетами колес. Все же лед тронулся. С появлением хэтчбека VAZ 2112 завод в прошлом году, наконец, принял на комплектацию шины размерности 185/60R14, дополнив ими более привычное для потребителя соотношение 175/65R14. В результате довольно жесткого отбора на конвейер попала новинка из Татарстана - "Кама-208". Она и дала повод для сравнительного теста шин: интересно ведь, какие плюсы и минусы с ними приобретает передовая вазовская продукция.

НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ - ЗАЧЕМ?

Не секрет, что понижение высоты профиля шины не только влияет на комфорт при прохождении всевозможных мелких неровностей, но и делает покрышку более уязвимой на глубоких ямах и колдобинах.

Побеседовав с шинниками и специалистами ВАЗа, выяснили: завод стал уделять гораздо больше внимания управляемости своих машин на скоростях, близких к максимальной. Насколько это актуально в отечестве - вопрос спорный: думаю, потребитель предпочел бы улучшение иных свойств. Тем не менее решение принято, покрышки пошли на комплектацию. А посему перед тестом небольшая разминка - скоростная дуэль между "камами": двести восьмой и Л-пятой.

Сразу чувствуешь, насколько возросла вибронагруженность "двенадцатой", переобутой в новые шины. Мягкий, обволакивающий комфорт сменился упругими потряхиваниями, потрескиваниями обивок салона. Но чем ближе стрелка спидометра к предельным отметкам, тем очевиднее становятся преимущества низкого профиля. Обутый в "Каму-208" автомобиль точнее держит прямую, четче выполняет команды водителя, позволяя даже на этих скоростях довольно рискованные маневры. Вне всяких сомнений, в этих условиях поведение Л-5 и "размазанней", и коварней - при резких движениях рулевым колесом машина так и норовит "провалиться" в занос, что, конечно же, не добавляет уверенности в своих силах. После этих экспериментов всерьез задумываешься, что важнее - комфорт или управляемость. Остальные "за" и "против" можно осознать, изучив таблицы и сравнив результаты с прошлогодними.

Представим соперников. Изделию из Нижнекамска противостоят отечественные новинки: бобруйские шины Би-555 и разработка ОАО "Волтайр", еще только проходящая испытания, - Вли-57. Окончательно же расставить все точки над "i" в этой новой для отечественного производителя размерности нам помогут шины "Мишлен XH-1", "Пирелли P-6", "Континенталь Премиум Контакт" и "Нокиан NRH-2". Как видим, "наши" в меньшинстве, а их конкуренты породисты, имениты и уже снискали немало лестных отзывов. Тем интереснее будет борьба, тем нагляднее для потребителя станет табель о рангах.

Шина получилась жесткая, резкая. Тем не менее, ее импульсивный характер неплохо повлиял на аморфные реакции VAZ 2112, придав автомобилю цельность и энергичность откликов. Как уже отмечалось, "двенадцатая" отменно управляется на высокой скорости. Прогнозируемо ее поведение и при обычной езде: здесь автомобиль вселяет в водителя некую уверенность в правильности действий, позволяя до тонкостей владеть дорожной ситуацией. Конечно, надо немного адаптироваться к жесткому прохождению неровностей и довольно назойливой их передаче на рулевое колесо. Но это уже нюансы "шестидесятого" профиля.

А вот в режиме экстремальном поведение "Камы" не столь идеально. Резкие срывы в скольжение требуют от водителя недюжинного мастерства и почти не оставляют времени на раздумья. И хотя в пределе преобладают проскальзывания передней оси, временами возникающий занос задней доставляет немало хлопот. Ситуация осложняется на мокрой дороге, где резкость шины всерьез мешает контролировать автомобиль. Например, при выполнении "переставки" излишний занос задней оси ограничивает предельную скорость маневра, не позволяя достичь лучших результатов.

С первых минут общения она подкупает куда более комфортным качением. С этих позиций бобруйская шина очень похожа на хорошо знакомую читателям Л-5. Мягче и спокойнее стали реакции машины: она приобрела привычно-размазанный характер. Естественно, это не могло не сказаться на поведении автомобиля при максимальных скоростях. И хотя он неплохо держит прямую, экспериментировать с управляемостью в этих режимах как-то не хочется из-за слишком активного подруливания задней оси, так и норовящей сорваться в занос. В более привычных условиях поведение машины довольно надежно. В повороте "двенадцатая" плавным ввинчиванием реагирует на сброс газа, достаточно точно слушается руля. Однако стоит поехать немного быстрее, и вы тут же столкнетесь с повышенной склонностью к заносу задней оси; он преобладает и при выполнении специальных маневров, и на мокрой дороге. Хотя скольжения плавные и растянутые во времени, бороться с ними начинаешь довольно рано, что не позволяет добиться серьезных результатов по управляемости. Единственная дисциплина, где Би-555 пытается реабилитироваться, - торможение на сухих покрытиях. Однако даже второй результат здесь - слишком слабая составляющая в комплексной оценке.

Довольно специфичный продукт, пусть и находящийся в стадии доводки. С одной стороны - очень неплохие результаты по уровню шума, топливной экономичности, сопротивлению качению и даже по торможениям на сухих покрытиях. Здесь шина подтягивается даже к "иностранцам". С другой - разочаровала невнятной управляемостью, да и просто поведением на мокрой дороге. В чем-то Вли-57 очень похожа на продукцию из Белоруссии: довольно комфортна на мелких неровностях, столь же аморфна при движении с высокими скоростями. Однако, в отличие от Би-555, здесь нет столь ярко выраженной склонности к ввинчиванию внутрь поворота, что позволяет увереннее управлять машиной в экстремальных ситуациях.

В то же время Вли-57 не может похвастаться точностью и стремительностью откликов, свойственных "Каме-208". Более того: на той же "переставке" водитель сначала борется с солидным сносом передних колес, а затем еще и со скольжениями задних, возникающими с немалым отставанием по времени. Причем мокрая дорога только усугубляет данную ситуацию. Все это не позволяет волжской шине достичь стабильных результатов.

По характеру очень похожа на "Каму-208". Резкая, жесткая, однозначная, она вновь вернула VAZ 2112 быстроту реакций. Естественно, в салоне опять ожили, задребезжали плохо подогнанные панели, отзывающиеся на каждую неровность. По мере более пристального знакомства наметились и отличия. Эта шина чуть менее уверенно ведет себя на высокой скорости, не позволяя столь же раскрепощенно управлять машиной. "Нокиан" больше склонна и к проскальзываниям передней оси, что, в общем-то, даже упрощает выполнение специальных маневров, но заставляет активнее работать рулем в быстрых поворотах. А вот на воде эта шина немного стабильнее. По крайней мере, она не огорошивает резкостью заноса задней оси, позволяя точнее отслеживать заданную траекторию. В общем, немного прямолинейно, но достаточно надежно, хотя и без изысков, свойственных обычно западной продукции.

Довольно сложно устоять против всевозможных титулов, завоеванных этой шиной. К тому же среди остальных она выделяется очень выразительным рисунком протектора. Тем не менее постараемся быть объективными.

"Двенадцатая" спокойно отреагировала на очередное переобувание, оставшись довольно шумной и вибронагруженной. Автомобиль сохранил быстроту реакций, но при этом в поворотах стал чуть активнее ввинчиваться внутрь намеченной траектории. Все бы ничего, но на высокой скорости "подруливания" задней оси слишком заметны, что, конечно же, сказывается на надежности управления. Стоит крутануть баранку порезче, и в автомобиле тут же просыпается коварство. В какой-то мере оно присутствует и при выполнении маневров "переставка" и "поворот", однако с приближением к пределам склонность к ввинчиванию как бы растворяется в остальных проскальзываниях и уже не мешает управлению. И все же "порода" берет свое - шины очень стабильны на мокрых покрытиях, что, конечно же, сразу же выделяет их. К этому "Конти" добавляют еще и отличное качение, прекрасную топливную экономичность и низкий уровень шумов. Похоже, разработчики шины в первую очередь ориентировались именно на эти показатели.

Приобретая эту шину, мы, честно говоря, не рассчитывали на что-то "этакое". Модель выпускается уже несколько лет, в рекламных роликах особенно не фигурирует. Но уж больно часто именно она встречалась в качестве аналога у наших шинников. А раз так - надо попробовать! Первое ощущение - после красивой, но немножко неудобной модельной обуви вдруг оказался в разношенных по ноге кроссовках или даже тапочках. Смирившаяся со своей нелегкой участью, слегка замученная "двенадцатая" вдруг приободрилась и поехала так, словно забыла о прожитых годах и трудных километрах. Будто изменились настройки подвесок - настолько играючи машина стала выполнять все команды. Причем неважно, насколько экстремален выбранный режим движения, мокрая или сухая дорога - вы постоянно ловите себя на мысли, что всего в меру, а автомобиль едет туда, куда надо. Даже при специальных маневрах предельная скорость ограничивается тем, что просто перестаешь попадать в размеченный коридор. И при этом никакой борьбы с машиной - она просто подсказывает: "Все, быстрее не могу". За это можно простить довольно шумное (и не самое комфортное) качение и средний результат по торможению. Шины меняют сам автомобиль, делая его не только удобным, но и интересным для водителя.

Одна из нашумевших новинок итальянской фирмы, российская презентация которой состоялась нынешней весной.

С первых минут общения Р-6 располагает к себе высоким уровнем комфорта. Словно могучий каток разгладил все наши тарированные неровности в то время, пока мы меняли шины - и "двенадцатая" покатила по ним убаюкивающе мягко. При этом в сравнении с так понравившимся "Мишленом" характер машины почти не изменился. Она по-прежнему безукоризненно отслеживает все команды водителя, подкупая точностью и надежностью откликов. Если выступить в роли гурмана, то в сопоставлении с "драйверской" направленностью "Мишлена" можно отметить несколько упростившееся поведение машины на итальянских покрышках. В поворотах чуть менее активным стало вмешательство задней оси, чуть больше нагрузилась передняя, но при этом едет VAZ 2112 все равно здорово. Он прощает ошибки, не преподносит сюрпризов на влажных покрытиях, так же по достижении пределов просто перестает укладываться в отмеренные рамки. Все это без излишней резкости, напористости и коварства. Более того, "Пирелли" демонстрируют великолепные результаты по торможению, что сразу же укрепляет эти шины в роли лидера. Их девиз: не только комфорт, но и высочайшая безопасность.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Очевидно лидера два - кому отдать предпочтение?

"Пирелли Р-6" - безукоризненность парадных цифр в сочетании с высоким уровнем комфорта и новизной.

"Мишлен ХН-1" - шины не столь идеальные. Однако их конек - отменная управляемость, позволяющая даже отечественной машине вызывать у водителя бурю эмоций. Так пусть пальма первенства достается им обеим и уже потребитель решит, что важнее.

"Континенталь Премиум Контакт" несколько уступают лидерам, проигрывая в основном в нюансах управляемости. В то же время придутся по душе тем, кто ценит прежде всего стабильность поведения на влажных покрытиях, акустический комфорт и экономичность.

"Нокиан NRH-2" и "Кама-208" очень близки по характеру: жесткие, резкие и бескомпромиссные. В активе финской шины более прогнозируемое поведение на мокрой дороге и высокое качество изготовления. Нижнекамская продукция неидеальна, зато берет свое напористостью и ценой.

Вли-57 и Би-555, показав неплохие отдельные результаты, проигрывают остальным в управляемости на сухих и влажных покрытиях. Их проблемы - нестабильность поведения в различных ситуациях.

1. "Кама-208"

Производитель / ОАО "Нижнекамскшина".

Цена / 960 руб.

Размерность - 185/60R14. Глубина протектора - 8 мм. Рисунок протектора - ненаправленный.

Масса - 8 кг.

2. Би-555

Производитель / "Белшина".

Цена / н.д.

Размерность - 185/60R14. Глубина протектора - 7,5 мм. Рисунок протектора - ненаправленный.

Масса - 7,75 кг.

3. Вли-57

Производитель /

ОАО "Волтайр".

Цена / н.д.

Размерность - 185/60R14. Глубина протектора - 7 мм. Рисунок протектора -

асимметричный.

Масса - 7,5 кг.

4. "Нокиан NRH-2"

Страна-производитель /

Финляндия.

Цена / 2000 руб.

Размерность - 185/60R14. Глубина протектора - 8 мм. Рисунок протектора - направленный.

Масса - 7,05 кг.

5. "Континенталь Премиум Контакт"

Страна-производитель /

Португалия.

Цена / 2800 руб.

Размерность - 185/60R14. Глубина протектора - 8,5 мм. Рисунок протектора -

асимметричный.

Масса - 6,85 кг.

6. "Мишлен ХН-1"

Страна-производитель / Франция.

Цена / 2300 руб.

Размерность - 185/60R14. Глубина протектора - 8 мм. Рисунок протектора - асимметричный.

Масса - 7,0 кг.

7. "Пирелли Р-6"

Страна-производитель / Италия.

Цена / 2500 руб.

Размерность - 185/60R14. Глубина протектора - 8 мм. Рисунок протектора - ненаправленный.

Масса - 7,5 кг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ "ЗА РУЛЕМ". ТОРМОЗА И УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Michelin Pirelli Continental Nokian "Кама- Вли-57 Би-555

XH-1 P-6 Premium NRH-2 208"

Contact

На влажном покрытии

Тормозной путь со скорости 100 км/ч, м 52,0 50,5 52,4 53,2 53,4 57,3 55,0

Максимальное замедление, м/с2 7,4 7,8 7,4 7,3 7,1 6,6 7,0

Предельная скорость при выполнении

маневров: "переставка", км/ч 86,5 86,2 84,7 83,8 83,7 83,5 82,7

"поворот", км/ч 73,0 73,0 72,3 71,4 69,7 68,5 70,3

На сухом покрытии

Тормозной путь со скорости 100 км/ч, м 47,1 44,2 47,2 48,5 47,4 46,8 46

Максимальное замедление, м/с2 8,2 8,7 8,2 7,9 8,1 8,2 8,4

Предельная скорость при выполнении 91,4 90,8 89,5 88,5 88,2 86,7 86,8

маневра "переставка", км/ч

УРОВНИ ШУМА дБ(А) ПРИ ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ

Michelin Pirelli Continental Nokian "Кама- Вли-57 Би-555

XH-1 P-6 Premium NRH-2 208"

Contact

Внешний шум, дБ(А)

60 км/ч 69,0 69,7 66,0 67,8 68,9 69,4 69,2

80 км/ч 73,0 72,8 70,4 71,2 72,0 72,6 72,2

100 км/ч 76,6 76,0 74,9 74,5 75,8 75,9 75,4

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ РАСХОДА ТОПЛИВА И ВЫБЕГА

Michelin Pirelli Continental Nokian "Кама- Вли-57 Би-555

XH-1 P-6 Premium NRH-2 208"

Contact

Расход топлива, л/100 км

60 км/ч 5,4 5,4 5,3 5,8 5,8 5,6 5,8

90 км/ч 5,8 5,8 5,8 6,2 6,0 6,0 6,3

120 км/ч 7,4 7,4 7,4 7,8 7,5 7,5 7,8

Выбег, м:

120-50 км/ч 1427 1398 1513 1239 1334 1360 1261

50-0 км/ч 683 635 635 521 557 573 510

ШИНЫ 175/65R14

ТОРМОЖЕНИЕ НА СУХОМ ПОКРЫТИИ

Vа=100-0 км/ч

Модель шины Тормозной путь, м Замедление, м/с2

Pirelli P-3000 48,2 8,0

Barum Brilliantis 47,6 8,1

Л-5 47,1 8,2

БЦ-23 47,6 8,1

"Матадор МР-34" 49,3 7,8

М-285 49,6 7,8

Подпишитесь на «За рулем» в