Каркас крепчал

КАРКАС КРЕПЧАЛ

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

КАРКАС КРЕПЧАЛ

СИДЕНЬЯ "САМАР" ТЕПЕРЬ БЕЗОПАСНЫ

Увлекательная, полная шокирующих неожиданностей и приятных сюрпризов "седалищная" эпопея началась пару лет назад. Напомню, что тогда в ходе проверки сидений на соответствие нормам безопасности с треском провалилось кресло VAZ 2109 (ЗР, 2000, № 4, "Жидкий стул"). Приученные к неторопливости гигантов индустрии, мы запаслись терпением и стали ждать реакции Волжского автозавода.

ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

Ответом журналу, а следовательно, и нашим читателям стало упорное молчание. Не помогло даже вежливое напоминание в очередном тесте (ЗР, 2000, № 6, "На грани фола"). Время шло, и надежда получить официальную бумагу с подробным описанием причин фиаско и мерах, принятых для усиления "девятых" сидений, таяла.

Немного успокаивало лишь то, что

на критику в адрес ВАЗа живо отреагировал рынок, тут же предложивший альтернативу штатным изделиям.

Помимо известных зарубежных поставщиков, появились отечественные независимые производители сидений. Прочных, удобных, безопасных и относительно недорогих. Самое интересное - продукция этих фирм легко выполняла нормативы, хотя в них использовались вазовские комплектующие от "восьмых" и "девятых" кресел! А Волжский автозавод все молчал. Наконец, мы решили, что пауза непозволительно затянулась и пришла пора действовать.

ПАРАД АУТСАЙДЕРОВ?

Собирая образцы для нового теста отечественных серийных сидений, мы запланировали взбодрить ВАЗ по полной программе. Помимо контрольного выстрела в голову (точнее, в подголовник) пресловутому "девятому" креслу, пройти экзекуцию предложили еще и родственным по конструкции моделям VAZ 21213 и VAZ 2110. Раньше мы их не испытывали. А зря, широкая унификация деталей в данном случае могла сыграть злую шутку - случается, наследственными болезнями страдает несколько поколений семейства.

Сиденья "Нивы" и "десятки" купили в магазинах запасных частей, попросив подтвердить их происхождение соответствующими бумагами. А вот "девятому" по вполне понятным причинам уделили особое внимание. Новый, с иголочки образец демонтировали с приобретенного в салоне автомобиля 2002 года выпуска. Достоин упоминания тот факт, что кресло было оборудовано подголовником увеличенной высоты. Это верный признак проведенной ВАЗом модернизации. Свежие нормы безопасности (Правило 17 ЕЭК ООН, поправка 05) отличаются от старых как раз требованиями к геометрии подголовника. Ага, заводчане молчали, точно партизаны, а сами втихаря улучшали сиденья? Интересная, хотя и не совсем понятная позиция. Но не будем торопиться с выводами - контроль размеров и прочности расставит все точки над "i".

Ограничиваться вазовскими изделиями было бы по меньшей мере несправедливо - есть еще несколько образцов с подмоченной репутацией.

Один из них - стульчик "Оки" (иначе его и не назовешь), ставший четвертым участником теста. Нареканий к нему масса: прочность спинки оставляет желать лучшего, механизм регулировки ее наклона часто ломается, а элементы крепления подголовника слишком хлипкие. Причем последний так и не стал обязательным атрибутом каждого сиденья. Еще совсем недавно можно было встретить в продаже автомобили с "голым" креслом. А уж в магазинах запчастей царит полная неразбериха - подголовники продают отдельно от стульчиков и зачастую вместо штатных предлагают "восьмые".

Пятый участник - "Ода" Izh 2126. Желание проверить это изделие возникло после того, как весьма субтильный водитель прикончил механизм регулировки наклона спинки через две недели после начала эксплуатации нового автомобиля. Интерес к сиденью вызван еще и тем, что вскоре им будут комплектовать не только "оды", но и все "шестерки", сходящие с конвейера Ижевского автозавода.

КРУШИМ ПО НАУКЕ

Коротко о методике испытаний. Сиденья проверяли на соответствие нормам безопасности, а именно Правилу 17-05 ЕЭК ООН.

Последние две цифры обозначают номер поправки, то есть это уже пятая редакция документа, отличающаяся от предыдущей рядом дополнений. Их суть - ужесточение нормативов.

Так как размеры кресел (высота подголовника) строго регламентированы, первый этап испытаний - контроль геометрии. Вслед за ним проверяют энергоемкость подголовников. Тест призван оценить их травмобезопасность для задних пассажиров, которые при аварии могут удариться о передние сиденья. Заднюю поверхность подголовника бьют макетом головы, движущимся со скоростью 24,1+0,5 км/ч, и замеряют ускорение. Замедление в центре тяжести ударного элемента не должно превышать 80 g в течение более 3 мс (g - ускорение свободного падения).

Следующий этап - проверка прочности сидений, их подголовников и механизмов регулировки наклона спинки статической нагрузкой. Сначала к спинке макетом туловища прикладывают момент 37,3 даН.м, затем сферической моделью головы передают такой же момент и на подголовник. Его перемещение под действием этого усилия не должно быть более 102мм. Если образец уложился в норматив, испытание продолжается - не снимая нагрузку со спинки, дожимают подголовник.

Правило 17-05 ЕЭК ООН считается выполненным, если подголовник выдержит действие силы 89 даН и не сломается сиденье.

Вот собственно и все. Однако мы привыкли на этом не останавливаться и давить образцы до поломки. Именно так выявляются слабые места конструкции. К тому же нелишне знать запас прочности каждой модели сиденья - ведь наше производство не отличается стабильностью. Сегодня выполнил требования на пределе, а завтра, глядишь, провалил целую партию из-за сбоя в технологической цепочке.

КРЕПКАЯ СЕМЕЙКА

Результаты испытаний сведены в таблицу. Комментарий таков: тест на энергоемкость подголовника одолели все образцы. Неплохо обстоит дело и с геометрией - четыре изделия укладываются в норматив, и лишь "десятое" сиденье чуть-чуть не дотягивает до требования Правила 17-05 к высоте подголовника. Однако в данном случае не стоит раздувать из мухи слона. Убежден: вскоре на "десятках" появятся кресла с увеличенным подголовником, аналогичным "девятому". Это вопрос времени. Да и в магазинах запасных частей устаревшие модели постепенно уступят место модернизированным.

А теперь самый лакомый кусочек пирога - проверка прочности. Начну с проигравшего.

Пыток статической нагрузкой не выдержало лишь сиденье "Оки". Итог ожидаемый и закономерный.

При дожимании подголовника элементы его крепления "потекли" под действием силы 60 даН вместо положенных 89. Таким образом, Правило 17 не выполнено. Дальнейшие издевательства привели к тому, что стульчик развалился. Вскрытие выявило целый набор сломавшихся деталей: вывернуты направляющие подголовника, отказал механизм наклона спинки, да и саму спинку покоробило основательно. Это сиденье опасно для жизни! Радует лишь то, что дни его сочтены. Из достоверных источников (простите уж за газетный штамп) стало известно - ударными темпами идет разработка нового кресла для "Оки". Остается пожелать, чтобы смена старой модели на свежую произошла как можно быстрее, ведь пассажиры маленького автомобиля заслуживают лучшей участи.

Приятный сюрприз преподнесло сиденье Izh 2126: вопреки ожиданиям механизм регулировки наклона спинки оказался крепким. Нормативы выполнены. Нагружение до разрушения выявило лишь одно слабое место - согнулась левая подставка салазок продольной регулировки, никаких опасных изломов не произошло. Разборка показала, что остальные детали уцелели. Мало того, они сработаны на совесть и, судя по всему, обладают солидным запасом прочности.

Вывод очевиден - при качественном изготовлении механизма регулировки наклона спинки модель из Ижевска вполне безопасна.

Вазовская семейка удивила и в этот раз, ни с того ни с сего выступив мощно и стабильно. "Десятое" кресло выполнило норматив, продемонстрировав почти двукратный запас прочности. Спинка легко пережила нагружение до разрушения - в отличие от "девятых" сидений, она не имеет сужения в средней части (излом происходил именно там) и потому достаточно крепка без каких-либо усилителей. Вышедшие из строя детали в основном те самые, что унифицированы с другими родственными моделями: станины крепления салазок продольной регулировки, синхронизатор и упоры нижних звеньев механизма наклона спинки.

Дальше - сюрприз! Провалившееся два года назад сиденье "девятой" модели и похожее на него как две капли воды "нивовское" (отличия лишь в салазках, а каркасы одинаковые) на сей раз оказались самыми стойкими! Более чем двукратное превышение норматива - и никаких опасных изломов при разрушении. Согнулись те же элементы, что у "десятого" кресла, а именно - упоры нижних звеньев механизма наклона. У "девятого" отказал еще и сам механизм. Но почему же выдержали спинки, к которым раньше были нарекания? Сняв обивки, мы нашли на каркасах усилители - поперечные прутки, вваренные в слабом некогда месте. Они-то и не дали спинкам сломаться пополам, хотя металл уже начал гнуться. Остается лишь констатировать отрадный факт:

Волжский автозавод модернизировал каркас "восьмого", "девятого" и "нивовского" сидений. Теперь эти кресла БЕЗОПАСНЫ!

СКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТ НЕ ВСЕГДА

Итак, произошел редкий для нашей страны случай: завод ответил на критику не словом, а делом. Причины таинственного молчания ВАЗа так и останутся неизвестными. Но мы не в обиде - цель-то достигнута. Теперь владельцы "самар" и "нив" могут быть уверены в том, что кресла спасут их при аварии.

Однако хотелось бы обратиться к заводчанам. Уважаемые вазовцы, ложная скромность ни к чему. Неведение нередко порождает нервозность и кучу домыслов. Если бы мы не провели тест, многие потребители по-прежнему считали бы, что покупают автомобили, оснащенные сиденьями-убийцами. Думаем, сообщить им о принятых мерах все же стоило. Спокойствием людей грешно пренебрегать, да и репутации марки откровенность не повредила бы. Когда производитель исправляет ошибки, стесняться нечего. Его поймут, простят и будут уважать.

Проверка деформации подголовника "десятого" сиденья при нормируемой нагрузке.

Проверка стульчика "Оки" на прочность. Результат неутешительный.

Проверка энергоемкости подголовника сиденья "Самары" - удар макетом головы.

VAZ 2110

При нагрузке 165 даН согнулись станины салазок и упоры нижних звеньев механизма наклона спинки.

Спинка крепка без дополнительных усилителей.

"ОДА"

Каркас сработан на совесть. При нагрузке 100 даН согнулась станина салазок. Опасных изломов нет.

"НИВА"

Сиденья "Нивы" и "девятки" оказались самыми прочными.

VAZ 2109

В слабом месте спинки приварен усилитель, под нагрузкой он согнулся, но спинка выдержала...

... а вот что происходило с каркасом без усилителя.

"ОКА"

Стульчик "Оки" - аутсайдер теста.

Вывернуты направляющие подголовника. Покороблена спинка, согнулась даже толстая поперечная труба.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ СИДЕНИЙ

Нормы безопасности, Сиденье

Правило 17 ЕЭК ООН, ВАЗ- ВАЗ- ВАЗ- ИЖ- КамАЗ,

приложение 05 2110 2109 21213 2126 СеАЗ-1111

Высота подголовника Не менее 800 (750)* 780 800 800 780* 800

(среднее положение), мм

Ширина подголовника, мм Не менее 170 300 270 270 270 220

Энергоемкость подголовника Не более 80 g**

при ударе макетом головы в течение 3 мс 46 g 72 g 57 g 42 g 38 g

со скоростью 24,1+0,5 км/ч

Статическое нагружение подголов- Перемещение подголовника 60 75 95 72 90

ника моментом 37,3 даН.м*** не более 102 мм

Статическое нагружение подголов- Не должно происходить

ника 89 даН поломки подголовника, Соответствует Не соответствует

сиденья или его спинки

60 - поломка

Нагружение до разрушения, даН - 165 200 250 100 крепления

подголовника

* Данные для подголовников, не регулируемых по высоте. ** g - ускорение свободного падения 9,8 м/с2.

*** 1 даН.м (деканьютон на метр) = Н.м.

Подпишитесь на «За рулем» в