Фильтр на одну треть — журнал За рулем

Фильтр на одну треть

ФИЛЬТР НА ОДНУ ТРЕТЬ

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

ФИЛЬТР НА ОДНУ ТРЕТЬ

ПОЛУЧИТЬ БЫ СЕРТИФИКАТ, А ТАМ...

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ, МАКСИМ САЧКОВ

Пройти сквозь тернии сертификации порой очень сложно. Но если удалось, позволительно ли расслабиться на серийной продукции? «Конечно, нет», — удивленно воскликнете вы. Увы, именно на такую мысль наводят результаты проверки воздушных фильтров.

В УЧЕНИИ

Какой фильтр сделать проще всего? «Обычный „жигулевский“, — скажете вы и... ошибетесь. Не обольщайтесь простотой конструкции, не уповайте на огромный опыт производства таких фильтров. Есть одна каверза: очень мала площадь поверхности относительно расхода воздуха. Иначе говоря, им приходится фильтровать воздух для двигателя слишком большого рабочего объема по отношению к своим размерам. Именно поэтому один из главных параметров — коэффициент пропускания пыли 1% — этим фильтрам обеспечить очень трудно. Даже небольшое послабление, скажем, до 1,5–2% достигается гораздо легче, но стандарт суров — вынь да положь 1%.

Для проверки используют стандартную кварцевую пыль, в которой присутствуют частицы разных размеров: 5, 10, 20 мкм. Оговаривается удельная поверхность пыли, определяющая мелкость ее помола, — 5600 см2/г и запыленность воздуха, при которой проводятся испытания, — 0,4 г/мз.

Оценивают несколько параметров. После проверки геометрии и анализа конструкции изделие ставят на стенд, где проверяют, как оно работает.

Требования к фильтру вполне очевидны: создавать минимальное сопротивление потоку воздуха, почти не пропускать пыли и выдерживать определенный срок службы. Эти свойства и проверяют. При номинальном расходе воздуха оценивают сопротивление воздухоочистителя с чистым элементом — потери давления (разрежение) не должны превышать 2,5кПа или 255мм вод. ст. Затем смотрят, сколько пыли прошло мимо фильтра. Для этого за ним в потоке ставят так называемый абсолютный фильтр из ткани Петрянова — той, что используется в респираторах и противогазах. По количеству пыли, задержанной на этом последнем рубеже, и рассчитывают коэффициент пропускания пыли. Для получения сертификата изделия должны показать тот самый зловредный 1%. «На десерт» проверяют, на сколько хватает фильтра: через сколько часов работы его сопротивление достигнет предельно допустимого — 50кПа (500мм вод. ст.). Испытуемые должны продержаться не менее 1,4 часа (при указанной выше запыленности). Вот, пожалуй, и вся теория.

Разговоры о качестве очистки и прочих полезных свойствах фильтров стоит заводить только после того, как изделие будет признано условно работоспособным. Очевидно, если фильтр развалился на части еще по пути к прилавку, а между фильтрующей шторой и торцевым уплотнителем пролезает рука, ставить изделие на испытательный стенд (про двигатель даже не говорим) нет смысла. Именно поэтому попавшийся нам «шедевр» (см. одно из фото) проверять не стали.

И еще. Хотя это уже не очевидно, не каждый нормальный фильтр будет исправно трудиться на произвольно взятом автомобиле. Дело в том, что действующий ОСТ 37.001.491–90 предписывает для фильтров высоту (59–63)±1,5 мм. Иначе говоря, все, что укладывается в диапазон 57,5–64,5 (разброс — более 10% высоты фильтра), считается нормой.

К счастью, все проверенные нами фильтры, кроме явно поддельного, о котором шла речь выше, имели размер больше номинальной высоты корпуса воздухоочистителя (60мм). Но проверка высоты реальных корпусов на разных автомобилях показала, что случаются и «зашкаливания» аж до 63мм. Выходит, встречаются машины, где фильтры высотой 62мм будут сидеть с зазором. В общем, владельцу машины неплохо убедиться, что высота корпуса на его автомобиле не больше 60–61мм (для этого можно закрыть в нем пирамидку, слепленную из пластилина, до ее обмятия).

В БОЮ

На войне, как на войне: производители конкурируют друг с другом, борясь за каждый рубль розничной цены. Ведь ни для кого не секрет, что большинство владельцев вазовских машин настроены на покупку подешевле. В общем, те же специалисты НАМИ, что проводили когда-то сертификационные испытания некоторых из представленных изделий, теперь, проверяя продукцию из магазина, получили совсем другие результаты.

Особенно интересны оказались так называемые фильтры объемной фильтрации, с синтетическим нетканым материалом вместо бумажной шторы. Четверка представителей этой «породы» поразила незаурядными способностями к вредительству. Лучший из них пропускал мимо 20–30% пыли вместо 1% (проверяли два разных образца), а худший — 62%! То есть задерживалось в фильтре... меньше половины. Любопытно и то, что по мере работы эти изделия не засоряются, как бумажные, а, напротив, «разрабатываются» — будто дыры в них становятся все больше и сопротивление только снижается.

На этом фоне неважные результаты некоторых бумажных фильтров выглядят не как отклонение от стандарта, а скорее как разновидность нормы. На эту же мысль наталкивает и разброс результатов у одного производителя. Скажем, чешский «Манн» и синтетический «Полистон» проверялись дважды (разные образцы), показав по некоторым параметрам разброс почти в полтора раза. Есть дублеры и среди других участников теста. Так «Невский фильтр» попался нам под разными торговыми марками, и различия в показателях оказались существенны — плюс-минус два лаптя. Если же сравнивать лучшего и худшего во всем тесте — разброс по основному показателю почти на два порядка, при том, что разница в цене меньше 100рублей, а между плохим и хорошим ее практически нет. Так, может, менталитет пора менять?

Бескаркасные фильтры требуют более толстой и прочной бумаги и особой ее укладки — со «ступеньками» на сгибах, без острых углов. Такой фильтр проще утилизировать: после сжигания «железок» не остается. Только наш покупатель вряд ли оценит это преимущество.

1. FRAM CA 660PL.

Изготовитель / Испания

Упакован в картонную коробку. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, высота — 61 мм. Лидер по всем параметрам, однако в некоторых корпусах может не работать из-за малой высоты.

Штора из толстой бумаги, уложена очень плотно и равномерно, выступы увеличивают рабочую поверхность, сгиб — ступенькой: меньше вероятность микроразрывов, но изготовление обходится дороже.

2. CHAMPION W106.

Изготовитель / Италия

Упакован в картонную коробку. Бумажная штора, концы обжаты стальной полосой, каркас отсутствует, высота — 63 мм. Один из лидеров.

3. EKOFIL (EKO-01.01).

Изготовитель / Россия

Без упаковки, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, высота — 63 мм. Сетка каркаса трется по сгибам шторы. В нормативы уложился, что в данной компании заслуживает аплодисментов.

4. MANN FILTER C2443/1.

Изготовитель / Чехия (по немецкой лицензии)

Упакован в картонную коробку. Бумажная штора, концы обжаты стальной лентой. Внутренний каркас из перфорированной металлической ленты (стык завальцован), высота — 65 мм. Изготовлен в Чехии по лицензии фирмы MANN (Германия). Самый прочный каркас, очень мягкие уплотнения большой высоты, что обеспечивает фильтру герметичность в любом корпусе. Один образец с честью выдержал все испытания, второй такой же дал небольшую осечку. Оценка — между хорошо и отлично.

5. В-4201 (ОАО «Дифа»).

Изготовитель / Россия

Без упаковки. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота — 65 мм. В норматив по пропуску пыли и сроку службы почти уложился. Оценка — между хорошо и удовлетворительно.

6. ЛААЗ.

Изготовитель / Россия

Некогда поставлявшийся на конвейер фильтр из ОАО «Автоагрегат» (Ливны Орловской области). Внутренний каркас из просеченной вытянутой металлической ленты, предочиститель, высота — 64 мм. Требования стандарта этот образец воспринял с прохладцей, хотя эксперты говорят, что результат не типичный для известного производителя. Больше чем на удовлетворительно не тянет.

7. «Невский фильтр».

Изготовитель / Россия

Те же внутренний каркас, предочиститель, высота — 65 мм. Стандарты не уважает. Результат — между удовлетворительно и плохо.

8. «Спектрол АЭР» («Спектр-Авто»).

Изготовитель / Россия

Упакован в полиэтилен, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота — 61–62 мм (в некоторых корпусах может не уплотняться). Превысил предел по пропуску пыли более чем в 2 раза, зато прошел по ресурсу. Оценка — как у № 7. 

9. BBF-010.

Изготовитель / Россия

По сути, тот же «Невский», но в другой упаковке. Этого, собственно, изготовители не скрывают. Упакован в полиэтилен, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота — 64–65 мм. Превысил предел по пропуску пыли более чем в 2,5 раза, зато честно отходил положенный срок. Те же «три с минусом».

10. CONSOL.

Изготовитель / Россия

И опять ЗАО ПКФ «Невский фильтр» по заказу ООО «ВИАЛ-Ойл». Высота — 65 мм. Пожалуй, оценки пора ужесточать: «два с плюсом».

11. ТС 01-09-В («Тосол-Синтез»).

Изготовитель / Россия

Упакован в полиэтилен, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Указаны даже телефоны представительств в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Еще бы качество подтянуть. Бумажная штора с внутренним каркасом из металлической сетки, предочиститель, высота — 64–65 мм. Превысил предел по пропуску пыли более чем в 3 раза, во многом благодаря неплотному стыку в шторе. Срок службы отменный, но оценка этому экземпляру — плохо.

12. «Полистон ЭВФ-01.01».

Изготовитель / Россия

Без упаковки, информация на бумажной ленте вокруг фильтра. Есть данные об изготовителе — адрес и телефоны. Нетканый материал для объемной фильтрации, толщина — 25 мм, каркаса нет, высота — 62,5–63 мм. Предел по пропуску пыли превышен в 20–30 раз. Оценка? Можете поставить сами.

13. «Пласпол».

Изготовитель / Россия

Тоже наш. Конструкция, размеры, цена и качество — те же, что у предшественника.

14. «Озон».

Изготовитель / Россия

Еще один представитель техноэпохи. Похож во всем на двух предшественников, в том числе и в работоспособности.

15. «Блиск».

Изготовитель / Россия

Даже делая не лучшие фильтры, можно допустить брак. Видимо, этим объясняется результат: пропустил 62% пыли в двигатель. Ни в какие ворота.

С синтетическими фильтрами случаются курьезы. Видите грязное пятно напротив воздухозаборника? Пыль просто «прошла навылет».

Фильтры бывают не только хорошими, плохими и очень плохими; еще встречаются поддельные. Например, этот продавался как «фильтр ВАЗ» за 20 руб. Концы металлической сетки не закреплены, сетка царапает штору, предочиститель прилегает плохо, высота — 58–62 мм (торцевые поверхности кривые). Площадь шторы очень мала, причем сама штора порвалась раньше, чем попала к нам в руки. Испытания не проводили.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ВОЗДУШНЫХ ФИЛЬТРОВ

Норма по РД 37.001.622–95 или ОСТ 37.001.491–90 

FRAM CA 660PL

CHAMPION W106 

EKO-01.01 

MANN FILTER

C2443*

B-4201 

(ОАО «Дифа»)

ЛААЗ

«Невский фильтр»

«Спектрол-АЭР»

BBF-010 (Невский)

CONSOL

ТС 01–09 «Тосол-

Синтез"

«Полистон ЭВФ-01.01„*

«Пласпол»

«Озон»

«Блиск»

Высота фильтра, (59–63) 65 61- 64- 64- 62 

мм ±1,5 61 63 63 (65) 65 64 65 62 65 65 65 (62,5- 62 62 62 

63)

Сопротивление воздухо- не более 92 140 

очистителя с чистым 255 90 94 90 (102) 132 99 113 92 96 115 99 (146) 144 132 116 

фильтром, мм вод. ст.

Средний коэффициент не более 0,81 0,87 0,91 0,84 1,10 1,63 2,06 2,26 2,68 3,15 3,20 22,75 30,29 36,20 62,14 

пропуска пыли, % 1,00 (1,28) (30,50)

Продолжительность

работы до достижения

предельного сопротив- не менее 2,43 2,00 1,82 2,10 1,17 0,83 1,08 1,60 1,85 0,75 2,28 

ления 500 мм вод. ст. 1,40 (1,83)

при запыленности

воздуха 0,4 г/мз, ч 

Цена, руб. — 120 90 60 90 35 30 35 40 40 35 40 25 30 25 25 

*Фильтры проверялись дважды (образцы из разных партий). Результаты повторной проверки — в скобках.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...