Диски в колодках — журнал За рулем

Диски в колодках

ДИСКИ В КОЛОДКАХ

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

ДИСКИ В КОЛОДКАХ

ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ —

ЭТО НЕ ТОЛЬКО НАЗВАНИЕ, НО И ИНДЕКС

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ НЕКРАСОВ, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

«Алло, это автосалон? Скажите, сколько стоит автомобиль ВАЗ?»

Смешно, правда? Даже самая вежливая дама на том конце провода не выдержит, потому что и «классика», и «самары», и «нивы» — все это ВАЗ. Но примерно такие же «умные» вопросы мы иногда задаем при выборе запчастей. Например, передних тормозных колодок.

Конечно, купить просто «колодки» куда легче, чем выискивать какого-то определенного производителя, да еще разбираться в надписях на упаковках. Однако на то и экспертиза — нас интересует, как ведут себя различные составы фрикционной смеси колодок при испытаниях, а такие сведения пригодятся всем. Модель автомобиля при этом особой роли не играет — пусть это будет, например, " Moskvich 2141".

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЙ

Испытания фрикционных свойств и износостойкости проводили на стенде СТН-НАМИ в натурном узле тормозного механизма автомобиля " Moskvich 2141". Вал с инерционными массами и установленным на нем тормозным диском разгоняли до заданной частоты вращения, после чего затормаживали при заданном давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма. При этом определяли зависимость тормозного момента от давления в тормозном цилиндре, от приведенной скорости движения, (соответствующей началу торможения), а также от температуры тормозного диска. Износостойкость определяли микрометром по уменьшению толщины колодки за цикл испытаний. Прочность соединения фрикционной накладки с колодкой проверяли на специальном стенде типа СГП-1.

ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ

1. Притирка колодок. Режим: скорость — 60 км/ч, давление в приводе — 5,0 МПа. Притирка считается законченной после приработки 90% площади накладки.

2. Измерение толщины колодок.

3. Испытания «холодных» тормозов — температура не выше 100°С.

3–1. Режим постоянной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, Р=vario=2,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0 МПа.

3–2. Режим постоянного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40, 60, 80, 100, 120, 140 км/ч.

4. Испытания в нагревном цикле (типа «Гирлинг»). Режим — 25 торможений с интервалом 45 с. Р=5,0 МПа, V=100 км/ч.

5. Проверка восстановления эффективности.

5–1. Режим постоянной скорости и переменного давления. V=80 км/ч, Р=vario=2,0, 4,0, 5,0, 6,0, 8,0 МПа.

5–2. Режим постоянного давления и переменной скорости. Р=5,0 МПа, V=vario=40, 60, 80, 100, 120, 140.

6. Измерение толщины колодок.

7. Определение прочности соединения каркаса колодки с накладкой. Методика — согласно ГОСТ Р ИСО 6312. Испытывались по две новые колодки каждого наименования.

Ознакомившись с программой и методикой испытаний, можно переходить к их результатам. Вашему вниманию предлагаются пять графиков и на каждом из них семь разноцветных кривых — по числу испытанных комплектов. Сначала изучаем поведение колодок в «холодном» состоянии (рис. 1 и 2, слева), затем по рис. 3 оцениваем испытания в нагревном цикле, а в конце вновь возвращаемся к рис. 1 и 2: графики, расположенные справа, показывают, что характеристики большинства колодок после нагрева необратимо изменились.

Вообще говоря, в «холодном» состоянии колодки пребывают недолго, однако к их поведению в этот период нужно относиться осторожно. Так вот, лучше других реагируют при этом на движение тормозной педали изделия ЕзАТИ и ТИИР-260: на скорости 80 км/ч при любом давлении в приводе они «схватывают» лучше своих коллег. Отстающих тоже двое — ДАФМИ и ТИИР-205.

А на разных скоростях? Здесь лучше других выглядят колодки СТС, показавшие «независимость характера» — их тормозной момент во всем диапазоне скоростей оказался не только постоянным, но и высоким. Худшие — изделия ДАФМИ.

Нагревный цикл типа «Гирлинг» — это жестоко... Температура колодок после 25-го торможения подскочила на сотни градусов. Меньше других нагрелись изделия ТИИР-205 (ровно 400°С), а самыми «горячими» оказались СТС (примерно 470°С). Что касается эффективности торможения, то на протяжении всего цикла лидировали колодки СТС — лишь в последнее мгновение их догнали ТИИР-205. Хуже других... впрочем, не будем бить лежачего — и так все видно.

Колодки остыли, «успокоились» — но их характер необратимо изменился. При этом особняком встали изделия СКАР — их довольно заурядные параметры почти не изменились, а на педаль они начали реагировать хуже, чем в «холодном» виде. Зато все остальные колодки стали тормозить лучше!

Лидером по эффективности торможения на 80 км/ч остался ТИИР-260, совсем немного уступили ему ЕзАТИ и ТРАНСМАСТЕР. Худшим, как уже отмечалось, оказался СКАР. А вот при постоянном давлении, но на разных скоростях лучшим опять стал СТС. Отстающие — все те же: СКАР и ДАФМИ.

После изучения кривых перейдем к цифрам (см. таблицу).

Средний износ колодки, приведенный к одному торможению, — любопытный показатель. Однако его удалось измерить только у четырех комплектов колодок из семи — остальные после нагрева... увеличились в размерах! Разбухли, стало быть. Не страшно, но другие-то не разбухают...

Меньше всего износились ТИИР-260, а самыми «мягкими» оказались СКАР. Хотелось бы напомнить, что изнашивается не только колодка, но и тормозной диск, а потому к полученным цифрам нужно отнестись соответственно...

В испытаниях на усилие отрыва проверялись по два образца новых колодок, поэтому и в таблице приведены по два показателя — через дробь. С лидерами все ясно — это оба комплекта ТИИР и ДАФМИ. А вот показатель типа «2,5/5,2» заставляет задуматься: двойной разброс, да еще на грани выхода из допуска — это, как говорится, не есть хорошо.

Что ж, досье изучены — пора расставлять оценки. Начнем с того, что все представленные на испытаниях колодки обеспечивают эффективность торможения согласно нормативным документам. К тому же прочность соединения колодки с накладкой у всех изделий соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН №90 — усилие отрыва не должно быть ниже 2,5МПа. Таким образом с формальной точки зрения «зачет» получают все.

Что касается неформальных оценок, то больше других нам понравились комплекты колодок ТИИР-260 и СТС — в обоих есть к чему придраться, но в целом они выглядят достойно. А меньше других... впрочем, и так все ясно. Экстремальных оценок — как лестных, так и ругательных — мы старались избегать. А все, кто имеет собственное суждение, сами и вынесут вердикт.

1. ТИИР-260 

Изготовитель / Россия, Ярославль

Цена / 180 руб.

Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) — хорошие / самые высокие. Прочность — отличная. Износостойкость — лучшая из всех. Оценка: отлично.

2. СТС СТД-123 

Изготовитель / Россия, Москва

Цена / 140 руб.

Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) — хорошие/отличные. Прочность — высокая. Износостойкость — удовлетворительная. Оценка: хорошо.

3. ЕзАТИ Т-226 

Изготовитель / Россия, Егорьевск

Цена / 120 руб.

Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) — удовлетворительные / хорошие. Прочность — средняя, нестабильная. Износостойкость — средняя. Оценка: хорошо.

НАША СПРАВКА

Цифро-буквенные индексы — ТИИР-260, ЕзАТИ

Т-226 и др. — обозначают тип фрикционной смеси, используемой в колодках. Поэтому в предложении «комплект колодок ТИИР» информации не больше, чем, скажем, в словосочетании «автомобиль ВАЗ»...

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

НА ВЕЛИЧИНУ ИЗНОСА И УСИЛИЕ ОТРЫВА

Тип испытаний

Величина износа, мм х10–3 Усилие отрыва (кол. 1/кол. 2), МПа

ТИИР-260 1,75 7,0/6,0 

СТС СТД-123 3,48 6,0/5,6 

ЕзАТИ Т-266 2,16 2,5/5,2 

ТИИР-205 * 7,0/7,0 

ДАФМИ Д2АМ * 7,0/6,7 

TRANSMASTER (DBB) Т-779 * 3,5/5,2 

СКАР 4,80 3,08/4,2 

*Измерения провести не удалось, поскольку после нагревного цикла колодки «разбухли» из-за недостаточной твердости.

Рис. 1. Результаты испытаний эффективности колодок в зависимости от давления в приводе до и после нагревного цикла.

Рис. 2. Результаты испытаний эффективности колодок в зависимости от скорости до и после нагревного цикла.

Рис. 3. Результаты испытаний эффективности колодок во время нагревного цикла.

4. ТИИР-205 

Изготовитель / Россия, Ярославль

Цена / 160 руб.

Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) — удовлетворительные / отличные. Прочность — лучшая из всех. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: хорошо.

5. ДАФМИ Д2АМ

Изготовитель / Украина, Днепропетровск

Цена / 180 руб.

Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) — удовлетворительные/удовлетворительные. Прочность — отличная. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.

6. TRANSMASTER (DBB) Т-779 

Изготовитель / Россия, Москва

Цена / 200 руб.

Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) — удовлетворительные/хорошие. Прочность — удовлетворительная. Износостойкость оценить не удалось. Оценка: удовлетворительно.

7. СКАР

Изготовитель / Россия, Ярославль

Цена / 130 руб.

Фрикционные свойства (до / после нагревного цикла) — удовлетворительные / удовлетворительные. Прочность — удовлетворительная. Износостойкость — худшая из всех. Оценка: удовлетворительно.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...