Просто чип-тюнинг — журнал За рулем

Просто чип-тюнинг

ПРОСТО ЧИП-ТЮНИНГ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ДИАГНОСТИКА

ПРОСТО ЧИП-ТЮНИНГ

МЕНЯЕМ ХАРАКТЕР ДВИГАТЕЛЯ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ГАЗЕТИН, «АМЕВРО»

Любителей поколдовать с жиклерами карбюратора хватало всегда. Заставить любимого «жигуленка» стать резвей (или экономичней) считалось делом чести, а обгон соседа проливался бальзамом на душу. У каждого карбюратора был свой характер, а умение тонко его настроить почиталось как искра Божья. Во впрысковых двигателях все решает электроника, поэтому многие современные моторы — до скуки одинаковые по характеру. Изменить что-либо кажется невозможным. Но пытливые умы мигом сообразили: темперамент мотора можно изменить, вмешавшись в работу электроники, для чего надо всего-навсего сменить программу контроллера. Даже название такой настройке придумали «чип-тюнинг».

ПРОГРАММАТОР

Интересно, что настроить мотор впрысковой «десятки» или «Волги» нетрудно самостоятельно или с помощью знакомых радиоинженеров. В любом институте или радиомастерской обязательно есть прибор под названием «программатор». Именно он и нужен для перепрограммирования и, стало быть, изменения характера двигателя.

Контроллеры первых поколений, называемые автомобилистами «Бош», придется снимать с автомобиля. На переднеприводных моделях ВАЗа их располагали на консоли приборной панели. Не забыв отсоединить провод от минусовой клеммы аккумулятора, достанем блок, откроем крышку и извлечем микросхему. Снимать и ставить ее лучше специальными щипцами, очень аккуратно, не касаясь ножек микросхемы, чтобы не повредить электростатическим разрядом. Если она не съемная, пайку лучше доверить опытному радиомонтажнику.

Теперь, когда микросхема в руках, хорошенько ее рассмотрим. Блестящая наклейка на ней не для красоты — она защищает память от воздействия ультрафиолета, который может ее повредить или полностью уничтожить. Если же хотим сменить программу, смело наклейку отдираем и помещаем микросхему открывшимся окошечком прямо под ультрафиолетовую лампу. Процесс стирания может занять от нескольких минут до часа — это зависит от того, как часто приходилось записывать и стирать информацию. Лучше купить такую же микросхему (стоит она около 60 рублей), оставив старую про запас, на всякий случай. В автосервисах пользуются специализированными программаторами — они отличаются от универсальных габаритами и удобством. Набор стоит около $120, в его комплект входит панелька для установки микросхемы, шнур подключения к персональному компьютеру, блок питания и дискета с программой.

Более современные контроллеры «Январь» пятой серии, МИКАС-7 и его модификации можно перепрограммировать, не снимая микросхему (блок вскрывать не надо). Правда, и программатор здесь понадобится другой — из тех, что можно встретить лишь в автосервисе. Подключается он к разъему блока и к компьютеру. Стирают и записывают программы прямо с персонального компьютера, и все это занимает несколько секунд. Остается одна проблема:

ГДЕ ВЗЯТЬ ПРОГРАММЫ?

Первый вариант — бесплатные в Интернете. Предложений много, но без гарантий безупречной работы двигателя. Грамотная, отлаженная программа — обычно труд большого коллектива высококлассных специалистов. Законченный вид она принимает только после испытаний на автомобиле. Все это стоит денег. Итак, второй вариант получения новинок — за наличные. Лучше всего обратиться на фирму, где можно опробовать свой автомобиль с новыми настройками и, если понравится, оплатить. Третий вариант — переписать данные из блока автомобиля, ездовые качества которого понравились. Однако программисты устанавливают защиту от перезаписи, и при попытке считать данные последние могут быть повреждены. Щедрый обладатель нестандартной программы окажется у разбитого корыта. Впрочем, хакеры — компьютерные взломщики — и здесь вносят свою лепту, вскрывая защиты порой лишь из спортивного интереса. Абсолютно безболезненно можно списывать лишь заводские установки. Тем более, что ВАЗ постоянно совершенствует свои программы. Четвертый вариант — приобрести программу для персонального компьютера, позволяющую вносить изменения в память контроллера. Но без основательных знаний пользоваться этой программой опасно: бездумное изменение какого-либо параметра может нарушить работу двигателя, а то и привести к его поломке.

И все же лучше и надежнее обратиться к профессионалам. К примеру, на московском предприятии «Элкар» разработана новая программа для «406-х» двигателей на газе. Есть вариант настройки, включающий вентилятор системы охлаждения командой контроллера, в обход капризного датчика на радиаторе (см. ЗР, 2002, № 4, Приложение «Своими силами»). Желающим прохватить с ветерком предложат программу «динамика». Есть еще множество других любопытных вещей, которые позволяют кардинально поменять характер двигателя — от злобного до добродушного. Кудесники ныне другие — они при галстуке.

Так надо извлекать микросхему.

Программатор для контроллера «Бош»...

..."Январь" и МИКАС.

БЛАГОДАРИМ КОМПАНИЮ «АМЕВРО».

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...