Чужая родня

ЧУЖАЯ РОДНЯ

ВСЕСЕЗОННЫЕ ШИНЫ

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Еще несколько лет назад самой массовой летней шиной была знаменитая Бл-85. Поэтому при сравнительных испытаниях отталкивались от ее результатов. Сегодня эту шину теснит разработка НИИШПа - всесезонная И-391: пришло время менять "базу". Но выпускают ее три российских завода: Нижнекамский (И-391), Волжский (ВлИ-391) и Уральский (И-391), а также Белорусский (БИ-391).

Так чью же принять за новую точку отсчета в самой массовой у нас легковой размерности 175/70R13?

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Насколько близки по характеристикам шины с индексом 391 от разных производителей? Укладывается ли разброс параметров в приемлемые, как считают в бюро испытаний шин НТЦ ВАЗа, два процента? Какая из четырех шин лучше и насколько? Действительно ли нижнекамская И-391 достойна зваться главой семейства?

Бытует мнение, что лучшие из 391-х - нижнекамская и белорусская "бишка" и потому стоят чуть дороже. Критерий прост - меньшая масса необходимых для балансировки грузиков и менее вероятное "грыжеобразование". Что ж, возьмем это на заметку.

Кстати, пока разыскивали по магазинам нужные шины, еще раз заглянули в межгосударственный стандарт ГОСТ 4754-97, которому должны соответствовать все шины, выпускаемые заводами СНГ. Так вот, согласно пункту 5.1.8, допустимая масса балансировочных грузиков на одну сторону для тринадцатидюймовых шин - не более 60, а на всю шину, соответственно, не более 120 граммов.

СТАТИКА

Самой дорогой из всех оказалась "Белшина" БИ-391, цена - 525 руб. На втором месте нижнекамская И-391 - 515 рублей. За ней следует одноименная модель Уральского шинного завода - 505 руб. И самая дешевая - ВлИ-391 за 480 рублей.

Конструкция шин одинакова. Каркас боковины - однослойный нейлон, в протекторе - три слоя нейлона и два - стальных нитей. Индексы нагрузки и скорости одинаковы: "82" (475 кг) и "Н" (210 км/ч).

Однако каждый из производителей, казалось бы, одинаковых шин имеет собственные технические условия. Специалисты-шинники говорят, что, с одной стороны, это нормально - так учитывают особенности своего производства. С другой - удобная лазейка, позволяющая легализовать некоторые отклонения от стандарта.

Видимо, по собственному разумению шинные заводы оценивают и всесезонные возможности своего продукта. На нижнекамской и волжской шинах соответствующая маркировка есть, а уральская и белорусская скромничают. Отметим, у волжской шины ВлИ-391 чуть изменен рисунок протектора. Отличия - скошенная плечевая шашка и своеобразная нарезка ламелей, что хорошо видно на фото. Эта же шина на полкило тяжелее своих родственниц - 7,2 кг против 6,7.

Первые объективные данные о качестве изготовления появились уже после монтажа шин и балансировки. Результаты - в таблице "Качество изготовления - балансировка".

Лучшие - белорусская и камская шины. Для равновесия им в среднем хватает 50 граммов. "Белшина" еще и стабильнее - разброс массы грузиков для нее - 25 г против 40. На третьем месте "Волтайр", но стабильности нет - разброс достигает 100 граммов! А одному колесу понадобилось целых 135 - это на 15 г больше нормы ГОСТа. За такую гирю "Волтайр" следовало бы без почестей снести на помойку. На последнем месте по средней массе грузиков оказалась "Уралшина", зато стабильна - разница в пределах 35 граммов. Впрочем, это слабое утешение - на боковине одной из шин сразу после монтажа вздулась "грыжа". Утилем, господа, торгуем?

Не зря покупатель воротит нос от этого товара, хоть и дешевле.

Далее обкатка в 500 км для каждого комплекта. Шишковатую "Уралшину", конечно, заменили на нормальную.

Предстоит оценить летние и зимние свойства шин, комфортабельность и экономичность. Кроме И-391, в тесте участвуют еще четыре всесезонки, знакомые нам по ЗР, 2003, № 3: "Кама-295", Medeo, Fortio, Я-650. О поведении их мы уже рассказывали, а результаты тестов для наглядности приводим в таблицах.

ЛЕТО

По торможению на сухом асфальте "Волтайр" и "Уралшина" провалились. На мокром "Урал" отыгрался и даже слегка опередил "Каму", а "Волтайр" снова в аутсайдерах.

На "переставке" (оценка боковых сцепных свойств вкупе с уводом) "Урал" проигрывает по предельной скорости прохождения и на сухом, и на мокром асфальте.

О характере управляемости придется говорить отдельно. Ощущение такое, будто все четыре шины абсолютно разные. Наша "одиннадцатая" на "камах" ведет себя вполне понятно. Хуже на "уралах". Эти какие-то "мягкотелые" и вынуждают поворачивать руль на значительно больший угол, чем другие. В пределе машина резко выходит из-под контроля, особенно на мокрой дороге. На "Волтайре" автомобиль рано начинает срываться в занос даже на сухом асфальте, но при этом уверенно держится за дорогу передком. Однако при достижении предельной скорости в повороте шина подламывается и контактирует с асфальтом уже боковиной. Тогда шансов остаться на дороге практически нет. У "бишки" неплохие сцепные свойства, но нет должной информативности, будто ты не в автомобиле, а за рулем тренажера, и как едет машина, можешь оценить лишь глазами. А на прямой при 130 км/ч и выше автомобиль на этих шинах откровенно рыскает.

ЗИМА

По тормозам в лидерах "Кама". На снегу хуже всех "бишка", а на льду самый длинный тормозной путь у "Уралшины". Зато в разгоне "Урал" оказался лучше всех, но требует от водителя особого внимания при троганье.

По боковым сцепным свойствам впереди всех снова нижнекамская шина, к тому же самая удобная из 391-х в управлении на скользком покрытии. Хуже всех - "Волтайр". Автомобиль на них сносит.

Проходимость всех четырех - посредственная.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ + КОМФОРТ

На скорости 90 км/ч - мир и согласие, все одинаковы! Разница проявилась при 120 км/ч. Здесь "на полноздри" впереди "Белшина" и "Волтайр".

Плавностью хода все "тезки" весьма схожи, за исключением "Волтайра". Нам показалось, что его демпфирующие свойства весьма низки и автомобиль на этих шинах скачет по дороге, словно мячик.

Шумы разнятся больше. Впереди - "Кама", второе и третье место делят "Урал" и вибрирующая "Белшина". Позади всех гудит "Волтайр".

НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ?

Одинаковые на первый взгляд 391-е шины оказались не просто разными, а в некоторых упражнениях даже очень разными. Все "родственницы" "Камы" обязательно имеют один-другой грешок, выходящий за рамки дозволенных двух процентов. Впрочем, есть и добродетели, эталон превосходящие.

"Кама" - явный лидер в классе "391". Практически во всех летних и зимних номинациях, а также по комфорту она уверенно занимает первые места.

Белорусская БИ-391 сравнима с нижнекамской лишь сцепными свойствами на асфальте, расходом топлива и плавностью хода. По управляемости и курсовой устойчивости значительно отстает от нижнекамской "сестры". И, конечно же, на боковине "Белшины" вполне обоснованно нет надписи "всесезонная" - эта шина на зимней дороге выглядит очень слабо.

ВлИ-391 может конкурировать с "Камой" только летом и лишь по боковым сцепным свойствам на асфальте, курсовой устойчивости и экономичности. Это самая некомфортная из всех 391-х и самая опасная в быстрых поворотах. По зимним качествам близка к "Каме". Качество изготовления низкое.

"Уралшина" близка к "Каме" комфортом, равноценна расходом бензина, лучше тормозами на мокром асфальте и разгоном на зимней дороге. Увы, это все. По тормозам на сухом асфальте, курсовой устойчивости и управляемости она сильно проигрывает лидеру. Так же как и по сцепным свойствам на зимней дороге. Качество изготовления этой шины, на наш взгляд, самое низкое.

Итак, четыре, казалось бы, одинаковые шины на деле очень непохожи. Выбор, конечно, за покупателем, но отсюда правило - при необходимости докупки подобной шины постарайтесь найти точно такую же, как на вашем автомобиле. Не только по внешнему виду и маркировке, а того же производителя.

В испытаниях участвовали:

Сергей МИШИН, Валерий ПАВЛОВ, Андрей ОБРАЗУМОВ, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН.

Рисунок протектора ВлИ-391 слегка отличается от прототипа.

Протекторы нижнекамской, уральской и белорусской шин одинаковы.

Уралшишка.

СЕРГЕЙ МИШИН. ФОТО АВТОРА

Подпишитесь на «За рулем» в