Дилеры надумали убийцу автокредитов

Дилерская компания Major Auto объявила о создании собственной лизинговой дочки, которая начинает продажу машин физическим лицам. Топ-менеджеры фирмы обещают с помощью этого бизнеса закрыть 30% рынка продаж автомобилей. Эксперты убеждены, что они, мягко говоря, переоценивают свои возможности.

Считаем деньги

Представляя новую программу, сотрудники Major Auto пояснили, что вот уже как 1,5 года в российском законодательстве сняты препоны, мешавшие процветанию лизинга для частников. Однако внятно пояснить, почему никто другой, кроме них, не заинтересовался столь выгодным бизнесом, представители автохолдинга не смогли. По данным предпринимателей, в России практически половина автомобилей покупается в кредит. В то же время в нашей стране резко выросла задолженность граждан перед кредитными организациями (просроченные автокредиты). В результате число таких договоров сократилось, потому что банки все чаще стали отказывать клиентам, защищаясь от потенциальных невыплат. «По прошлому году уровень отказов стал порядка 60%. Мы говорим о том, что соответственно 60% возможных наших покупателей просто не получили доступа к финансам и не купили автомобиль», – сообщил президент автохолдинга Михаил Бахтиаров.

По его словам, компания готова заключать лизинговые договоры даже с такими рисковыми категориями граждан, как пенсионеры, граждане с плохой кредитной историей, лица, обремененные дополнительной финансовой нагрузкой (ипотека, непогашенный автокредит и прочее), клиенты со сложностями в подтверждении дохода. Из документов потребуются паспорт РФ, второй документ с фотографией (водительское удостоверение, загранпаспорт) и справки, подтверждающие доход. Причем в качестве таковых помимо традиционной формы 2-НДФЛ сгодятся даже справка с работы с указанием зарплаты или, к примеру, договор о сдаче квартиры в аренду – при наличии документов, подтверждающих оплату этой аренды.

Доступны два вида лизинговых договоров: с переходом в собственность автомобиля по окончании всех платежей либо возврат машины дилеру по истечении срока лизинга. В последнем случае речь идет фактически о долгосрочной аренде. Но в обоих случаях весь период действия договора машина будет находиться в собственности продавца: ни продать ее самостоятельно, ни завещать не получится. Человек, желающий стать собственником автомобиля, сможет это сделать, только погасив задолженность досрочно (через 6 месяцев) либо вместе с последним платежом.

Для примера дилер рассчитал платежи по лизингу с переходом права собственности. Так, за автомобиль ценой 1,2 млн руб. (условно это будет Volkswagen Passat) с учетом 20-процентного первоначального взноса (216 тыс. руб.) ежемесячный платеж в течение двух лет составит 42 711,25 руб. Всего компания с клиента получит 1 241 070 руб. И тут стоит сразу оговориться: эта калькуляция приведена с учетом персональной 10-процентной скидки от Major Auto. Для сравнения: кредитный онлайн-калькулятор на сайте Volkswagen при тех же вводных выдает финальный ценник Passat в 1 362 624 руб. – сумму, которую в итоге заплатит автовладелец. Это на 121 554 руб. дороже! С первого взгляда такая выгода кажется чрезвычайно заманчивой. Однако не стоит забывать, что этот выигрыш в деньгах фактически и есть та сумма скидки, которую дает Major. И в условиях падения рынка такие скидки не редкость — их позволяют себе и другие дилеры. Тогда в чем же финансовая выгода нового финансового инструмента?

По мнению генерального директора компании «Контрол Лизинг» Дмитрия Тимофеева, для граждан прежде всего должен быть интересен как раз второй вид договора, когда автомобиль по окончании сделки остается у продавца, а автовладелец выбирает себе новый. «Это можно сравнить с владением мобильным телефоном: когда он устаревает, вы оставляете старый и просто приобретаете себе новый», – объяснил он. В числе преимуществ такого владения, по словам бизнесмена, отсутствие проблем с перепродажей машины, возможность улучшить качество жизни, покупая статусный автомобиль. «Именно такой вид лизинга процветает в США и Европе, а не с последующим выкупом», – заметил Тимофеев.

В лизинговой компании «Каркаде» «За рулем.РФ» сообщили, что на данный момент в США и ЕС около 30% автомобилей приобретаются в лизинг, в России – менее 3%. Почему же такой невысокий спрос на эту услугу у нас? К слову, та же компания «Каркаде», занимающая высокое положение на рынке, услуги лизинга физлицам не оказывает. «Лизинг для физических лиц в России может составить конкуренцию автокредитным продуктам при условии, если лизинговые операторы выведут на рынок достаточное количество вариативных предложений», – объяснил позицию фирмы генеральный директор Алексей Смирнов. В компании «Европлан» «За рулем.РФ» сообщили, что уже полгода работают с физлицами и пока заключено только около 300 контрактов.

Но вернемся к Major Auto и попробуем разобрать его предложение уже по договору лизинга без перехода машины в собственность на примере все того же Passat. Получается, при той же скидке автомобилист заплатит авансовый платеж в 216 тыс. руб., а его ежемесячный платеж составит 13 662,46 руб. За 24 месяца затраты на владение машиной составят 543 899,44 руб. А ведь автомобиль при этом придется вернуть. Не слишком ли много потеряла популярная иномарка в стоимости за два года? Даже простое экспресс-сравнение на сайте продажи автомобилей с пробегом дает нам понять, что с такой уценкой продаются только машины с перепробегом, в базовых комплектациях и со слабыми моторами либо подозрительные варианты.

Проблема в том, что в России нет единой системы учета стоимости подержанных автомобилей, убежден исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Лизинговые компании считают износ по нижней планке, что отпугивает клиента, – рассказывает аналитик. – В Евросоюзе и США политика ценообразования совершенно прозрачна, потому что регулярно публикуются справочники, из которых совершенно точно можно узнать цену бэушного авто в той или иной комплектации».

Отсутствие энтузиазма у бизнес-сообщества на предмет финансового лизинга частникам Удалов объясняет высокой долей афер в этой сфере. «Опять же, у нас нет единой базы машин, которые находятся в залоге, что упрощает мошенникам возможности», – комментирует эксперт. Инициатива Major Auto, на его взгляд, – это своего рода запланированный риск. «Всегда есть компании, которые работают в рисковых сферах, также как неизвестные банки, к примеру, выдают кредиты под огромные проценты при минимальной гарантии доходов заемщика. Значит, они на этом зарабатывают», – объяснил Удалов.

Коррупционеры, ау!

Впрочем, есть категория граждан, которым эта услуга точно придется по вкусу. Так, в Major Auto в числе потенциальных клиентов ожидают прилив большого числа чиновников. Бахтиаров в беседе с журналистами упомянул, что многие представители власти уже задавали ему вопросы по поводу этой услуги, ведь с приобретением автомобиля по договору лизинга его не придется декларировать. «Уверяю вас, количество обращений госслужащих, которые меня просто лично знают, зашкаливает. То есть каждый второй человек, который находится на госслужбе, хотел бы получить машину, не оформляя ее на себя», – отметил Михаил Бахтиаров.

Правозащитники убеждены, что теперь необходимо вносить в законодательство поправки, обязующие людей на госслужбе декларировать договор лизинга. «Это просто можно решить законодательно, внеся соответствующие поправки в нормативные акты, регламентирующие обязанности чиновников», – считает лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов убежден, что лизинг не приведет к всплеску сокрытия чиновничьей собственности. «Им, собственно, ничего не мешало это делать и раньше. К примеру, регистрируется транспортная компания, которая, условно говоря, приобретает 10 автомобилей BMW 7-й серии, далее эти машины предоставляются с шофером или без – как договорятся», – заключил наш собеседник.

Подпишитесь на «За рулем» в