Дело о "левом" шлагбауме

ДЕЛО О "ЛЕВОМ" ШЛАГБАУМЕ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

детективное бюро

ДЕЛО О "ЛЕВОМ" ШЛАГБАУМЕ

СЕРГЕЙ ВОЛГИН, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Въезд во двор перекрывал тяжелый полосатый шлагбаум. Возле него курили два здоровых молодца в камуфляже.

- У нас въезд платный, 50 рублей, - внятно объяснили они. - Без сдачи? Хорошо. Вот там паркуйтесь, пожалуйста...

Наверное, всем знакома такая ситуация. Приезжаешь на рынок (вокзал, аэропорт, торговый комплекс и т. д.), а въезд перекрыл шлагбаум, и возле него человек в форме или без оной собирает деньги. За что - не совсем понятно. В нашем очередном расследовании мы и решили выяснить, когда эта неприятная процедура - законна, а когда - нет. Словом, в каких случаях доставать бумажник, а в каких - не стоит.

ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА

Первым делом отправились по столичным аэропортам. И во Внукове, и в Домодедове, и в обоих "Шереметьевых" все подъезды к терминалам давно и прочно перекрыты автоматическими шлагбаумами. Подъезжаешь, нажимаешь на кнопку стоящего рядом железного ящика, из которого выползает чек, и въезд открыт (в Шереметьево-1 и Внуково это по старинке делает оператор). Везде плакатики оповещают, что цена стоянки - 40-50 рублей в час, оплата на выезде. Если провел за шлагбаумом не более 15 минут, выпустят бесплатно.

Чтобы выяснить, законно ли взимание платы в этом случае и за что с нас берут деньги, обратились в Московскую прокуратуру. Как оказалось, земля возле аэропортов по всем правилам сдана в аренду разным коммерческим фирмам, которые и организовали платные стоянки автотранспорта. Такой ответ нас обрадовал. И вот почему.

Раз речь идет об услугах, должен применяться закон "О защите прав потребителей". Его статья 38 говорит, что правила оказания отдельного вида услуг утверждаются Правительством РФ. В позапрошлом году Правительство выпустило постановление от 17.11.2001 № 795, которым утвердило правила оказания услуг автостоянок. Согласно этому документу, поставив автомобиль на стоянку, водитель платит не за то, что ему просто разрешили это сделать, а приобретает определенный набор услуг. Понятно, главной является хранение транспортного средства.

Отношения между владельцем автомобиля и автостоянкой строятся на основании договора, и предмет его не просто проезд по территории стоянки, а хранение на ней транспортных средств. Правда, в случае разового, кратковременного (на срок менее одних суток), пользования стоянкой вместо заключения договора допускается сохранная расписка, квитанция или иной подобный документ.

Правила, естественно, предусматривают и ответственность исполнителя за некачественно оказанные услуги. В случае, если на стоянке автомобиль был поврежден или угнан, обязанность возместить убытки, причиненные владельцу, несет исполнитель. Причина появления повреждений не играет роли. Были ли это противоправные действия хулиганов или неумелые действия "чайника", который, паркуясь, задел ваш автомобиль - за все должен отвечать владелец стоянки. А раз так, то потребитель может быть спокоен - случись что с его машиной, он под охраной закона и если не сразу, то через суд может возместить свои убытки. Единственное условие - сохранить чек и оформить происшествие у участкового. ГИБДД вызывать здесь нет смысла - стоянка не является дорогой (пункт 1.2 Правил), а вот без оформления милицейского протокола трудно доказать, что вы вообще пользовались этой стоянкой.

Так что аэропортовские стоянки в Москве - "в законе". В течение прошлого года во всех столичных аэропортах по указанию прокуратуры появились альтернативные бесплатные парковки. Расположены они, конечно, не очень близко, зато платить не надо.

ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА

Другой случай - парковки на столичных улицах, когда деньги с автомобилистов берут за "красивые глаза" - формально парковщик никаких услуг не оказывает. Напомню, что решением Мосгорсуда от 24 октября 2001 года муниципальные парковки признаны незаконными. Тем не менее, некоторые из них оказались на редкость живучими и продолжают существовать, хотя их резко поубавилось, да и "парковщики" при отказе платить особенно не настаивают. Запомните основное: если никаких услуг вам не оказывают - платить не надо!

Теперь давайте разберемся с ситуацией, когда плату берут, например, просто за въезд. Зачастую основание для этого приводится очень простое. Некое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) берет в аренду (или покупает) участок земли, прямо перед каким-нибудь рынком. После этого, обладая всеми правами на этот участок, устанавливает шлагбаум и начинает брать плату с желающих остановиться поближе. Чтобы таких "желающих" стало как можно больше, вокруг вешают знаки, запрещающие остановку и стоянку, иногда даже забыв спросить разрешение у ГИБДД. Мол, земля моя, кого хочу, того и пускаю. На самом деле все не так.

Не вдаваясь в юридические тонкости, приведу простой пример. Дачник построил вокруг своих владений высокий забор и никого посторонних не пускает. На первый взгляд, все правильно. Как собственник земли, он распоряжается ей по своему усмотрению. А вот если этот дачник перегородил своим забором единственную дорогу и лишил всех, кроме своих друзей, возможности проезда по ней? Как быть тогда? Тут уже есть все основания для предъявления претензий: Конституция РФ устанавливает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно передвигаться по ней. Поэтому сбор денег только за то, чтобы пропустить машину на какую-нибудь территорию, незаконен. Либо оказывайте услуги в порядке, предусмотренном Правительством, либо пропускайте просто так.

Правда, в последнее время появились и более изощренные способы сбора платы за проезд. С одним из таких мы столкнулись на известном в Москве Савеловском радиорынке. Как водится, въезд на него перегорожен шлагбаумом, возле которого охранник и милиционер. Как нам вежливо объяснили, въезд на территорию рынка разрешен только отдельным категориям граждан - работникам правоохранительных органов, инвалидам и тем... кто добровольно (!) пожертвует в некий фонд "М. В. Д." не менее 50 рублей. Действительно, рядом стоит будка, на которой написано "Пункт приема добровольных пожертвований". Нам даже выдали чек.

Я не призываю обращаться в суд всякий раз, когда встречаешься с попыткой, грубо говоря, содрать незаконно деньги с водителей за проезд на ту или иную территорию. В жизни это нереально. А вот обращение в другие правоохранительные органы может оказаться уместным. Скажем, в прокуратуру, в функции которой входит надзор за соблюдением прав человека и гражданина. Именно так мы поступили и в случае с аэропортами, и в ряде других ситуаций, с которыми сталкивались в разное время. Теперь прокуратура должна будет разобраться по поводу законности сбора "добровольных пожертвований". На немедленный результат мы не рассчитываем, но с чего-то надо начинать...

"Подайте, люди добрые, на нужды фонда "М.В.Д."...

Подпишитесь на «За рулем» в