ЗИЛ-41052: сильный мира того

Таких машин сделали меньше полутора десятков!

Он наверняка слышал и знает многое, за что историки заплатили бы очень дорого. Ведь он был не просто свидетелем, а участником бурных, переломных 1980–1990-х. Но с первого взгляда ясно: этот лишнего не расскажет. Он строг, застегнут на все пуговицы и немногословен. Таким лишние вопросы задавать не хочется. Открываю массивную, со стеклами толщиной почти 40 мм дверь в сумрачный, прикрытый серыми шторками салон – и кажется, что проник в сейф, хранящий государственные тайны. Сказали бы мне 25 лет назад, что сведу столь близкое знакомство с таким автомобилем, – ни за что бы не поверил!

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТАЙНЫ

О легковых ЗИЛах и писали-то в советские времена немного, а уж прикоснуться к ним удавалось лишь тем, кому это полагалось по службе. Да и цех ЗИЛа, где квалифицированные специалисты медленно и тщательно, словно океанские лайнеры, строили несколько десятков таких машин в год, был, по сути, секретным. Живьем огромные черные автомобили изредка можно было увидеть несущимися по Рублевке, Ленинградке или Ленинскому.

Представительские ЗИЛы строили по классическим канонам, заложенным, конечно, американцами. К слову, в 1960–1970-е подобные автомобили делали уже лишь в США, ФРГ, Великобритании и СССР.

Последняя версия советского лимузина – ЗИЛ-41047 – появилась аккурат в судьбоносном для страны 1985-м, когда с высокой трибуны впервые прозвучали призывы ускоряться и перестраиваться. Машина была, по сути, модернизированным ЗИЛ-41045 образца 1978 года, а тот, в свою очередь, концептуально и инженерно вырос из ЗИЛ-114, появившегося еще в 1967-м.

В 1960-х и даже 1970-х технический консерватизм воспринимали как характерный признак авто высшего класса. Строгие костюмы и серые шляпы тоже ведь почти не менялись десятилетиями.

Кожаные сиденья и тонкий руль – фирменные зиловские черты. Водителю не очень просторно. Но ведь здесь место особенного водителя.

Сколько-сколько? Стоящая передо мной машина весит под пять с половиной тонн! Ведь ЗИЛ-41052 – бронированная версия модели 41047. После ЗИС-115, броневика на базе 110-го, московский завод несколько десятилетий не строил серийных бронированных машин. Вернулись к ним уже в 1980-х. (Интересно, что при отработке конструкции использовали для краш-теста сохранившийся ЗИС-115.) Таких ЗИЛ-41052 построили меньше полутора десятков; этот – шестой, произведен в самом конце 1980-х.

Перестройка, помнится, была уже в самом разгаре. Появились некие свободы, количество которых, правда, росло пропорционально уменьшению количества еды и иных бесхитростных товаров в магазинах. Но ЗИЛы, которые благодаря небывалой в те годы мобильности нового генерального секретаря все чаще показывали по телевидению (причем нередко в зарубежном антураже), оставались символами могущества державы, переживавшей лишь временные трудности роста.

Кожаные сиденья и тонкий руль – фирменные зиловские черты. Водителю не очень просторно. Но ведь здесь место особенного водителя.

За водителем бронированная перегородка, но лимузинного подъемного стекла здесь нет.

БРОНЕНОСЕЦ ПЕРЕСТРОЙКИ

Даже его дверная петля внушает уважение.

КУРС НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

ФЛАГМАН СТРАНЫ СОВЕТОВ

Редакция благодарит за предоставленный автомобиль фирму «Депо-ЗИЛ».

Подпишитесь на «За рулем» в