Волшебная кнопка

ВОЛШЕБНАЯ КНОПКА

ТЕХНИКА

/ТЮНИНГ

ВОЛШЕБНАЯ КНОПКА

СМЕНИ ПРОГРАММУ НА ХОДУ

ТЕКСТ, ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ

Есть у вазовского контроллера впрыска "Январь-5.1" одна особенность: постоянное запоминающее устройство емкостью 128 килобайт - в два раза больше, чем у других блоков. Это несущественное, на первый взгляд, отличие оказалось сущим кладом для тех, кому не чужд творческий подход к разработке программ для чип-тюнинга.

Сведущий в электронике человек подтвердит - запас "памяти" лишним не бывает, его всегда можно использовать с толком. И точно: специалисты столичной фирмы "Авто-99" поколдовали над "Январем" и создали на базе стандартного блока весьма оригинальный двухрежимный контроллер, управляемый из кабины. В емкой флэш-памяти "Января-5.1" им удалось разместить две полноценные (по 64 килобайта каждая) программы, способные командовать двигателем. Причем для перехода с одной на другую глушить мотор или останавливать автомобиль не требуется - достаточно щелкнуть переключателем на центральной консоли. Тестеры, компьютеры, глубокие познания в области электроники водителю уже не нужны - для него сделана волшебная кнопка. Ткнул ее пальцем - автомобиль поехал иначе. Захотел вернуться к старым настройкам - жми еще раз.

Пожелания заказчика учитываются при настройке блока. В контроллер можно "зашить" практически любую пару программ: стандартную и доработанную, две стандартные или две тюнинговые. Вариантов масса. Мы же для тестирования на редакционном VAZ 2112 с шестнадцатиклапанным двигателем приобрели самое яркое сочетание - "Спорт" и "Экономия". Задачу ставили непростую. Во-первых, снять каталитический нейтрализатор, а во-вторых, не слишком душить мотор в экономичном режиме. В любом случае автомобиль должен был оставаться достаточно шустрым.

Что получили? Предлагаем ознакомиться с краткими характеристиками программ. "Спорт" ориентирован на динамичную езду как в городе, так и на шоссе. Ограничитель оборотов срабатывает при 6500 об/мин; вентилятор охлаждения включается, когда температура "Тосола" достигнет 103°С; обороты холостого хода - 900 об/мин при расходе топлива 0,9-1,0 л/ч и содержании СО в выхлопных газах 1%. Программа "Экономия" предназначена для степенного перемещения в городской толчее и равномерного (но не значит медленного) движения по трассе. Электронная "отсечка" - на 6200 об/мин; температура включения вентилятора - 99°С; обороты холостого хода - 750 об/мин при расходе 0,7-0,9 л/ч и СО - 0,7%.

Теперь обратимся к цифрам (см. таблицу и графики). Максимальная мощность двигателя существенно возросла. Но сказочный прирост в 8,5 и 10,7 л. с. достигнут не только применением модернизированных программ. Автомобиль со стандартным контроллером промерили после пробега 10 000 км. За минувшее время (сейчас на одометре 28 тыс. км) детали мотора окончательно притерлись и он ожил, да еще и нейтрализатор перестал влиять на его работу - уже весомая добавка. То же самое показал и дорожный тест. "Двенадцатая" стала шустрее благодаря чип-тюнингу и... "раскатившейся" ходовой (сравните данные по выбегам).

Расход топлива. В городе все по-прежнему - московские пробки уравняли шансы. Более того, многочисленные замеры позволяют сделать вывод: у вазовских переднеприводных автомобилей с двигателями 1,5 л аппетит окажется в указанных пределах независимо от числа клапанов на цилиндр и типа системы питания (впрыск или карбюратор). Речь идет об исправных, отрегулированных машинах и движении в плотном потоке рабочего дня. А вот на трассе разница заметна. Экономичная программа опустошает бак не так быстро, как стандартная и мощностная.

Поняв, что после тюнинга в целом стало лучше, неплохо бы сравнить доработанные программы друг с другом. Разница в 2 л. с. - вполне реальный показатель. Кривые мощности на графике тоже не вызывают сомнений. Тогда как слишком похожие цифры, полученные на дороге полигона, нуждаются в комментарии. Дело в том, что методики измерения максимальной скорости, эластичности и разгонов подразумевают движение с педалью газа, нажатой до полика. Основные же различия между программами проявляются сильнее всего при малых открытиях дроссельной заслонки. И здесь никак не обойтись без субъективной оценки.

Так вот, в экономичном режиме двигатель хуже везет на "низах". Радующее душу ускорение начинается лишь с 3000 об/мин. Дальше мотор крутится легко и развивает максимальную мощность к 5550 об/мин - поведение, достаточно типичное для шестнадцатиклапанника VAZ 2112. Эта программа хорошо себя зарекомендовала на просторном шоссе, где не надо часто обгонять с выездом на встречную полосу. Неважно, с какой скоростью едешь - лишь бы не приходилось интенсивно ускоряться. Но если понадобится, включай пониженную передачу, чтобы попасть в тот диапазон оборотов, где мотор пошустрее. При этом "педалировать" надо интенсивно - деликатные нажатия на газ хороши лишь тогда, когда экономишь топливо. Другой конек программы - городские пробки, то есть неспешные перемещения в потоке, где резво не разгонишься. Здесь, приложив некоторые усилия, можно добиться расхода меньше 9 л/100 км (см. таблицу).

Режим "Спорт" - полная противоположность. Двигатель хорошо везет даже на низких оборотах, сразу же отзывается на малейшее прикосновение к педали газа. Раскручивается уверенно и ровно - ярко выраженного подхвата нет. Программа вполне подходит для светофорных гонок в полупустом городе. Не будет лишней и при динамичной езде по узким трассам, когда требуются интенсивные ускорения на обгонах. С ней шестнадцатиклапанный мотор прекрасно проявил себя при буксировке (ЗР, 2001, № 6). Расплата за приятную во всех отношениях программу - чуть повышенный расход топлива.

Почему-то полноценным у нас считают лишь тот тюнинг, при котором приходится перебирать агрегаты. Путь, конечно, увлекательный, но трудоемкий и дорогой. Вместе с тем возможности совершенствования электроники еще не исчерпаны. Во всяком случае, двухрежимный контроллер позволяет то, что не по силам доработанному "железу" - волшебной кнопки для замены на ходу ряда передаточных чисел в ближайшем будущем не ожидается. А если принять во внимание доступную цену подобного чип-тюнинга (2300 рублей для двигателей с нейтрализатором и 1850 - без него), то станет ясно, какой из путей совершенствования автомобиля действительно массовый.

Подпишитесь на «За рулем» в