Слово автоваза

СЛОВО АВТОВАЗА

ЦЕНЫ

/СТАТИСТИКА

СЛОВО АВТОВАЗА

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ РОСТ ЦЕН НА АВТОМОБИЛИ ВАЗ ДОСТИГАЕТ 5%

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

В конце апреля руководитель отдела по маркетингу и сбыту АвтоВАЗа Владимир Кучай торжественно подтвердил то, о чем заявлялось раньше: к концу года цены на автомобили вырастут в среднем не более чем на 12%. При этом он, правда, оговорился: завод розничные цены не контролирует и за дилеров ответственности не несет. То есть никакой вины предприятия в том, что в апреле-мае цены в автосалонах росли с невиданной быстротой (на некоторые модели до 5-7% в месяц!), нет. Это-де все алчность торговцев... Попробуем разобраться.

Двадцатого апреля АвтоВАЗ в очередной раз повысил отпускные цены почти на 2%. Более всего (без малого на 6 тыс. руб.!) подорожали модели семейства 2110. Правда, волна "заводского" подорожания докатилась до автосалонов почти месяц спустя (обычно столько требуется, чтобы "потяжелевшие" автомобили доехали из Тольятти до Москвы, Екатеринбурга и других городов). На это же время пришелся и обычный по весне рост спроса на автомобили, и автосалоны, как предприятия коммерческие, не могли не отреагировать на это повышением цен. И оно случилось (конечно же, завод тут ни при чем, да и откуда в Тольятти знать, когда придет май?). Мало того, покупательский интерес подстегнула обнародованная незадолго до этого концепция развития российского автопрома - все посчитали ее предвестником неотвратимого подорожания автомобилей. В общем, цены выросли еще на 5% (в среднем). Здесь тоже больше всего "потяжелело" "десятое" семейство: в начале марта VAZ 2110 стоил в Москве 179 тыс. руб., а в начале мая - уже 185 тыс.

Абсолютным же лидером покупательского спроса стал универсал VAZ 2111. В мае в Москве "одиннадцатая" стоила примерно 200 тыс. руб., тогда как в начале апреля - около 185 тыс. VAZ 2112 также подорожал, но не так сильно: средняя цена в Москве была на уровне 188 тыс. (за месяц до того - около 183 тыс.). "Девяносто девятая" модель, равно как вся "классика" и "Нива", почти не увеличились в цене.

Разве мог завод остаться в стороне от такого объективного процесса, как рост покупательского спроса (и, соответственно, цен)? И как согласиться с ростом доходов дилеров, которые на этом "стригут купоны"? Во всяком случае, уже в мае владельцы автосалонов были уверены: впереди очередное повышение цен, которым ВАЗ попытается просто подтянуть свои ценники к рыночной стоимости машин. Дилеры ожидали роста еще на 3-4%, хотя волна предыдущего удорожания только-только докатилась до регионов - стоимость автомобилей тогда возросла на 1-2%.

Приказа ждали в июне, но уже в середине мая дилеров письменно уведомили, что "в связи с экономической конъюнктурой и планом АвтоВАЗа 28 мая будет проведено повышение отпускных цен на продукцию завода". Такого частого повышения заводских цен еще не бывало, отмечают продавцы. Причем на этот раз АвтоВАЗ решил поднять цены на всю линейку своей продукции - от 3 до 12 тыс. руб. Меньше всего подросла "классика", больше всего - "десятки". Раскладка по конкретным моделям выглядит примерно так: VAZ 21043 подорожает на 3 тыс. руб., "пятерка" - всего на 1 тыс., "восьмерка" - на 6-8 тыс., "девятка" - на 7-8, ВАЗ-2199 - на 5-7 тыс. руб. Более всего это коснется "десятого" семейства. VAZ 21102, по прикидкам дилеров, станет дороже на 11-12 тыс. руб., VAZ 21103 - на 12-14, "одиннадцатая" - на 16, "двенадцатая" - на 11-15 тыс. руб. Повезет лишь тем, кто надумал купить VAZ 2115 - там рост всего на 3 тысячи...

Итак, за последний весенний месяц "десятка" VAZ 21102 в минимальной комплектации в Москве подорожала с 5600 до 6 тыс. долл. (рост - почти 7%), "одиннадцатая" - с 6 до 6,5 тыс. долл. (рост - почти 8%).

Похоже, обещание "не больше 12% к концу года" лучше забыть. Ну, не принято у нас в стране держать слово. Помнится, наш первый президент регулярно обещал то на рельсы лечь, то дать руку на отсечение... И - ничего, жив-здоров. Вспомним, как руководители АвтоВАЗа в преддверии принятия отраслевой концепции развития убеждали всех, что санкции по отношению к подержанным иномаркам не приведут к повышению цен на отечественные машины. Сегодня это воспринимается лишь как фигура речи... На деле цены автомобилей из Тольятти с начала года выросли уже на 9%. В запасе у ВАЗа осталось всего 3%, а прошло-то всего пять месяцев. До Нового года - целых семь...

Хочется напомнить руководителям АвтоВАЗа (ГАЗа, "Ижмаш-Авто" и других наших автозаводов) о пределах возможностей потребителя, когда непрерывный рост цен может сделать самый дешевый "народный" автомобиль совершенно недоступным. Мы уже проходили это в достопамятном 1998 году, но, кажется, его уроки усвоены нетвердо. Пока же, по данным Госкомстата, зарплата учителя по всем регионам России не превышает 170 долл. в месяц (в большинстве - меньше 100 долл.), врача-терапевта - 120 долл., оператора бензоколонки - 250 долл. Согласно опросу журнала "Профиль", в Екатеринбурге богатым считается человек, получающий 700-800 долл. в месяц, в Калининграде, Кемерове, Курске, Красноярске, Ростове - 500, а в Кирове, Оренбурге, Перми, Самаре, Туле, Ульяновске и еще сотнях российских городов - и вовсе 170-200. Это надо иметь в виду, говоря об "объективных причинах роста цен"...

Подпишитесь на «За рулем» в