Как научить детей соблюдать ПДД — журнал За рулем

ПДД и дети: разговор с дорогой

«Снова в школу!» — совместный проект «За рулем» и Госавтоинспекции МВД России. Накануне 1 сентября мы выяснили, кто и как учит наших детей правилам дорожного движения.

pic_2

pic_2

За последние десять лет число ДТП с участием детей на наших дорогах сократилось на 15%, а количество погибших мальчиков и девочек — в полтора раза. Это, конечно, хорошая новость. А плохая состоит в том, что дети продолжают гибнуть, причем в непозволительном для любой цивилизованной страны количестве. В прошлом году из жизни ушло 872 человечка… В чем проблема? Только ли в безобразном поведении водителей или плохой организации движения? А может, мы плохо учим детей — даже тому, как переходить улицу?

Модно стало утверждать, что раньше учили лучше. И в школе, и в институте. Возможно, мы это утверждаем лишь потому, что тогда были моложе?

pic_3

pic_3
Малыши легче усваивают правила, если могут их «потрогать».

Если оценивать формально, выходит, что и впрямь учили лучше. В учебные планы школы времен СССР на освоение Правил дорожного движения отводилось аж 17 часов в год. Но это именно что формально. Может, где-то и проводили, но лично я не помню ни одного занятия, полностью посвященного ПДД. Хотя нам все же объясняли, что стоящий автобус надо обходить сзади, а трамвай — спереди…

Нынешнюю систему образования принято ругать. Есть большие претензии к тому, как преподают правила дорожного движения. Никто не сомневается, это важный и нужный предмет. Но по нынешнему Закону об образовании изучение правил дорожного движения входит в структуру предмета с некрасивым названием ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). К нему относятся также правила здорового образа жизни и гигиены, безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при пожарах…

pic_5

pic_5

Преподавателей этого предмета не готовят нигде, поэтому во многих школах ОБЖ преподают люди случайные — учителя физкультуры, географии, отставные военные. Этот предмет подается практически без системы, дети

относятся к урокам без интереса, в формальных мероприятиях участвовать не рвутся. Каждый учитель придумывает темы на основе своего опыта и черпает знания из доступных учебников и пособий. Отставной военный, скорее всего, сделает упор на сборке-разборке автомата Калашникова, а учитель географии поведет в поход… К тому же в рамках ОБЖ на изучение ПДД отводится всего-то четыре часа в год. Считай, занятий нет совсем.

В разных странах разработаны сотни интереснейших методик обучения детей правилам поведения на дороге — начиная с ясельного возраста. Причем это программы, утвержденные на государственном уровне. Поэтому трехлетний немец без напоминания надевает шлем перед тем, как встать на самокат. Аналогичная программа есть и в Белоруссии. В России тоже что-то придумано, но — в масштабах отдельных школ и детских центров. Единой системы нет. Единственное исключение — Татарстан, где работает президентская программа.

— Типовых программ действительно нет, поэтому каждый педагог выдумывает что-то свое, — говорит Тамара Зуева, преподаватель с 20-летним стажем, заместитель директора детского центра «Славяне» в Зеленограде. — А ситуация на улицах за последние десятилетия изменилась в корне. Сейчас мало уметь видеть дорогу, ее надо слышать, чувствовать… Вот смотрите, родители и педагоги учат детей: «Сначала посмотри налево, потом иди через дорогу; остановись посередине, посмотри направо и лишь затем иди дальше». Но это ведь очень опасно! Не надо останавливаться, особенно если на дороге всего две полосы; посмотреть налево и направо при переходе улицы иногда

надо несколько раз, так как обстановка может быстро измениться.

pic_7

pic_7Оказывается, старшеклассники очень любят учить маленьких детей. Надеемся, им самим правильно объяснили, как переходить дорогу…
Оказывается, старшеклассники очень любят учить маленьких детей. Надеемся, им самим правильно объяснили, как переходить дорогу…
Оказывается, старшеклассники очень любят учить маленьких детей. Надеемся, им самим правильно объяснили, как переходить дорогу…

Сейчас в рамках реформы образования создаются образовательные учреждения, куда входят и детские сады, и школы. Хорошо это или плохо, пока неизвестно, но появляется возможность разработать единую схему обучения правилам поведения на дороге — с младенческого возраста и до выпускного класса. Например, малыши лучше воспринимают информацию тактильно, поэтому лучше давать ее в форме настольной игры. Все дети в принципе не любят запретов (это один из главных постулатов современной педагогики!), часто стараются поступать наперекор, поэтому не имеет смысла внушать им в приказном тоне: «Не ходи туда! Не делай больше так!». Лучше сразу объяснить, как надо делать правильно. А старшеклассников, оказывается, можно замечательно мотивировать на изучение ПДД, организовав велопробеги или курсы скутеристов… Во многих школах Татарстана, к примеру, ученики получают права категории А. 

Мы в ЗР давно предлагаем внести автодело (название условное) в список обязательных предметов для изучения в старших классах. Ведь водительское удостоверение, как показывает практика, потом пытается получить каждый

второй, — так почему бы не организовать изучение ПДД в рамках школьной программы? Такая практика давно существует во многих странах. Например, в США: даже если ты не собираешься водить автомобиль, правила дорожного движения все равно выучишь. Ведь, по грустной нашей статистике, сегодня девять из десяти аварий с участием детей происходит на городских улицах. И очень часто виноват в этом сам ребенок, которого не научили правильно переходить улицу.

pic_4

pic_4Навыки движения «только по закону» можно закрепить во время соревнований, причем дорогой инвентарь для этого не потребуется. Велосипед у каждого есть свой, а нанести временную разметку и поставить знаки можно где угодно.
Навыки движения «только по закону» можно закрепить во время соревнований, причем дорогой инвентарь для этого не потребуется. Велосипед у каждого есть свой, а нанести временную разметку и поставить знаки можно где угодно.
Навыки движения «только по закону» можно закрепить во время соревнований, причем дорогой инвентарь для этого не потребуется. Велосипед у каждого есть свой, а нанести временную разметку и поставить знаки можно где угодно.

Вопрос снова упирается в отсутствие кадров. К счастью, есть в нашей стране школы, где дети увлеченно играют в водителей и инспекторов, где старшеклассники учат малышей основам поведения на дороге. Но это происходит только в том случае, если в школе (или в детском саду) есть увлеченный преподаватель, если директор болеет душой за безопасность детей. Тогда находятся средства на учебные пособия и автогородки, которые создают прямо в школьном дворе (все это, кстати, не слишком дорого), проводятся конкурсы. Но такое, к сожалению, встречается нечасто. Еще реже в процесс обучения вовлекаются родители. Классическая ситуация: после уроков, в ходе которых детей учили правилам поведения на дороге, ребенка забирает мама и быстро-быстро ведет домой, но не по пешеходному переходу, как только что учили в детском саду, а там, где ей удобнее. Такое вот «закрепление материала» на практике.

Менять всю эту практику надо!

Советы родителям от Тамары Зуевой

— Перевoдите ребенка за руку через дорогу? Держите его не за ладонь (может выскользнуть!), а за кисть руки: так надежнее.

— Никогда не переходите улицу на красный или желтый сигнал светофора; пересекайте улицу только по пешеходным переходам. Если ребенок поймет, что нарушать в принципе можно, никакая школа его не переучит.

— Нельзя пересекать проезжую часть бегом — только размеренным шагом. Ребенок должен знать, что на дороге не надо суетиться, поэтому лучше не отвлекаться и не разговаривать.

— Ждете разрешающий сигнал светофора для перехода улицы? Никогда не выставляйте коляску (велосипед) с ребенком перед собой. Держите «транспортное средство» младенца рядом! А зимой не перевозите детей на санках через дорогу даже на зеленый.

— При поездке на автомобиле пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем! В том числе и в чужой машине. Даже если ехать совсем недалеко. Если это правило автоматически выполняют все взрослые, то оно быстро станет привычкой и для ребенка.

— Не надо проявлять агрессию по отношению к другим участникам движения, не стоит обрушивать поток проклятий на водителя, который не пропустил пешеходов. Его вы не исправите. Вместо этого объясните ребенку, в чем был неправ нарушитель. Спокойно признавайте и свои ошибки. Дети всё запоминают!

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (4)

Самые новые