Московские ставки "рено"

МОСКОВСКИЕ СТАВКИ "РЕНО"

ЛУИ ШВЕЙЦЕР

Louis Schweitzer

Луи Швейцер родился в 1942 году в Женеве. Учился в Париже, окончил Институт политических наук и Национальную школу администрации. На "Рено" пришел в 1986 году. Руководил финансовой дирекцией и стратегическим планированием. С 1990 года генеральный директор, а с 1992-го президент-генеральный директор компании "Рено". После альянса с "Ниссаном" президент группы "Рено-Ниссан". На 2003 год избран председателем Европейской ассоциации производителей автомобилей.

Весть о строительстве нового завода в Москве обострила интерес к фирме "Рено" у российских автолюбителей. Немногие западные бизнесмены смогли отважиться на вложение капиталов в Россию. Тем более в автомобильную отрасль. Луи Швейцер, президент и генеральный директор фирмы "Рено", смог. О мотивах этого решения, планах концерна в России и многом другом с ним беседовал в штаб-квартире "Рено" под Парижем главный редактор "За рулем" Петр Меньших.

- "Рено" планирует создать завод в Москве и выпускать по 60 000 автомобилей в год. Но покупателями станут бывшие владельцы ВАЗов и подержанных иномарок. Какие характеристики будущих московских "рено" должны склонить клиента к выбору в вашу пользу?

- Прежде всего, мы проанализировали рынок. Точнее, три рынка: новых иностранных автомобилей по цене свыше 10 тысяч долларов, новых российских по цене до 6 тысяч долларов и рынок подержанных иномарок, который условно занимает промежуточное положение. Так вот, новой моделью, получившей индекс Х90, мы хотим привлечь интерес покупателей третьего рынка, где продается около 400 тысяч машин в год.

Предлагаемый им автомобиль должен быть, во-первых, современным, как по концепции, так и по оснащенности, во-вторых, довольно большим по размерам, в-третьих, доступным по цене. (В данном случае мы ориентируемся на цены подержанных иномарок.) Одновременно машина должна соответствовать дорожным и климатическим условиям страны и, что очень важно, быть надежной.

Убежден, что автомобили с такими характеристиками - а мы планируем создать целое семейство на основе Х90 - найдут спрос в России и за ее пределами. При этом они не станут прямыми конкурентами "Лады", поскольку будут стоить немного дороже.

- Здесь клиенты фирмы снова окажутся в выигрышном положении, поскольку продажа новых гарантийных машин предусматривает создание для них сети обслуживания, снабжение запчастями, на что не может, кстати, рассчитывать покупатель секонд-хэнда. Было бы неразумно продавать новые автомобили по доступной цене и предлагать запчасти по заоблачным ценам.

- С 1997 года, когда "рено" стали активно продаваться на российском рынке, мы начали формировать собственную сеть обслуживания. Сообразно росту продаж будет развиваться и сервис. Мы не планируем выкупать полностью или частично существующие предприятия техобслуживания и не станем заключать с кем-то генеральные соглашения. В наши планы также не входит предоставление привилегий кому-либо из российских производителей автомобилей.

- Какова, по вашему мнению, роль таможенных пошлин? Как мне кажется, те иностранные компании, которые уже наладили производство на российской территории, заинтересованы в создании барьеров на пути конкурентов. А председатель совета директоров ВАЗа Владимир Каданников считает это необходимым условием развития автомобилестроения в России.

- "Рено" выступает на российском рынке и как производитель, и как импортер: ведь помимо собираемых здесь, мы ввозим в Россию и другие модели. В этой связи хотелось бы обратить внимание на две вещи. Первое: нельзя нарушать правила конкуренции между новыми и подержанными автомобилями, а также вводить особые условия импорта. Неправомерно, чтобы один и тот же автомобиль, новый или подержанный, стоил по-разному в зависимости от того, как и кем он ввезен. То же касается разных ставок для физических или юридических лиц: все должны платить одинаково. Второе: нужно обязательно учитывать огромные российские просторы и перспективы рынка; это предпосылки для создания в России мощной автомобильной промышленности. Исходя из этого Россия вправе сохранить таможенные пошлины. Чтобы система работала эффективно, следует определить задачи на длительную перспективу индустриального развития - лет на пятьдесят вперед.

- Наверное, каждому руководителю страны хочется иметь в ней развитую автомобильную промышленность. Каковы были бы ваши рекомендации, окажись вы советником президента Путина или российского премьер-министра?

- При подписании соглашения с мэрией вашей столицы мне довелось встретиться с премьером Касьяновым. И я ему сказал то, что повторю сейчас: результатов можно добиться, когда система однородна, имеет определенную степень защиты и ясную перспективу.

- Мы смогли убедиться, что "Рено" вывела заводы из Парижа в силу экологических и других причин. В Москве, наоборот, вы создаете производство почти в центре.

- Прежде всего, замечу: "Рено", как и "Ситроен", родилась именно в Париже, здесь начиналась их деятельность. Что касается Москвы, в ее пользу сыграли следующие факторы. Нужен был довольно большой участок с развитой инфраструктурой: электро- и водоснабжением, подъездными путями. Иными словами, база, адекватная нашим планам. Кроме того, Москва - это экономический центр страны. А в нашем деле транспортные затраты, расходы на логистику весьма весомы - они составляют большую часть всех расходов. В этом плане мы получаем выигрыш.

- Идя навстречу интересам большой армии читателей, не могли бы вы, господин Швейцер, рассказать, хотя бы в общих чертах, об автомобиле Х90?

- Модель только разрабатывается, машина еще не может самостоятельно передвигаться. Облик уже определен, идет дальнейшая работа. Мне самому еще не все ясно. Пока сообщу, что автомобиль не будет маленьким: речь идет о семейном седане (автомобиль, в котором свободно размещается до пяти человек - ред.).

- Вернемся к ситуации на рынке. Вызывает сожаление, что новые модели компании попадают в Россию с задержкой: например, "Лагуна" - почти на два года.

- Чтобы утвердить позиции марки, нам хотелось бы сократить такого рода задержки. Вместе с тем мы заинтересованы продавать здесь автомобили, пригодные для эксплуатации в специфических дорожных и климатических условиях, а также на местном топливе. Кроме того, когда новая модель выходит на западноевропейский рынок, все сконцентрированы на том, чтобы "запуск" прошел успешно, а уж потом уделяют внимание изменениям, которые необходимо внести, чтобы машина продавалась, в частности, в России.

- "Рено" объявила о прекращении производства модели "Авантайм" - а ведь она обещала быть перспективной. Чем продиктовано такое решение?

- Мне нравится дизайн "Авантайма" и я очень сожалею, что его выпуск прекращен. Модель создавали совместно с компанией "Матра", для которой производство автомобилей не является стратегически важным: там решили сконцентрироваться на другом. К тому же объемы продаж оказались не столь велики, поэтому трудно было прогнозировать продолжительность выпуска. К сожалению, на других заводах "Рено" нет оборудования, подходящего для производства "Авантайма".

- С одной стороны, "Рено" по праву считается одной из самых революционных фирм по части дизайна, а с другой - в числе немногих разрабатывает модели для стран "третьего мира", которые нельзя назвать авангардными. Как уживаются эти тенденции?

- "Рено" производит автомобили для широкого круга покупателей, начиная с малого класса и заканчивая классом "Люкс". Они доступны во всех странах мира - каждый волен сделать свой выбор. Наше участие в формуле 1 подтверждает такой подход: ведь за соревнованиями следит весь мир, все наши потенциальные покупатели. В болидах формулы используются новейшие технические решения и технологии, применяемые в автомобилестроении, что полностью соответствует духу нашей компании.

- Конечно, различия между японской и французской марками существенны. И мы хотели бы сохранить индивидуальность каждой в дизайне. Но в техническом плане, касается ли это двигателей, коробок передач или платформ в целом, стремимся добиться унификации. Существует и третий, весьма важный аспект взаимодействия. Японцы учат нас точности и пунктуальности в работе, высокой производительности и тщательному контролю качества. Мы, в свою очередь, сильны в гуманитарных вопросах, будь то менеджмент или контакты с поставщиками, а также в умении создавать оригинальный продукт. Вот те аспекты, которые делают эффективным альянс "Рено" - "Ниссан".

- Что касается гибридных двигателей, "Ниссан" приобрел у "Тойоты" лицензию на изготовление. Теперь и "Ниссан", и "Рено" смогут делать такие же автомобили. Однако в наши планы пока не входит продажа подобных машин: считаем, что на данном этапе это экономически нецелесообразно. Совместно с "Ниссаном" мы ищем новые возможности моторизации.

- Разрешите личный вопрос. Вас знают как человека твердого, способного в случае необходимости пойти на жесткие меры, каким стало, к примеру, закрытие завода в Бельгии. При вас "Рено" перестала быть государственной компанией. Какими качествами должен обладать лидер, руководитель крупного производства? В России очень хотели бы знать ваш ответ.

- Не думаю, что в вашей стране лидеру нужны какие-то особые качества: есть общие характеристики. Первое: нужно быть стратегом и уметь видеть дальнюю перспективу. Второе - уметь быстро реагировать на изменение ситуации и использовать его в свою пользу, то есть быть прагматичным. И, наконец, третье: нужно сполна использовать компетенцию, знания и энтузиазм людей, которые вас окружают.

- Разумеется, на "Рено", но приходится пробовать и машины конкурентов. Сознаюсь, мне нравятся "феррари", которые выпускались лет 10-15 назад, последней из тех прекрасных машин была 456-я модель. Замечательным автомобилем, считаю, был ситроеновский "Траксьон Аван 11CV". Из "Рено" наиболее интересным, с точки зрения водителя, я считаю "Клио Рено-Спорт" с 2-литровым мотором.

- А вы сами водите машину или пользуетесь услугами шофера?

- В офис я езжу с шофером, что позволяет мне работать в машине. Но возвращаясь с работы или в выходные, вожу машину сам. В отпуск отправляюсь на "Эспасе", для коротких поездок, бывает, пользуюсь "Клио" жены.

- Спасибо за откровенные ответы. Полагаю, в лице наших читателей вы найдете новых друзей в России.

В беседе принимал участие Владимир Соловьев.

По продажам новых иномарок в России "Рено" в прошлом году уверенно занимала 3-е место после "Дэу" и "Шкоды". Однако если принять во внимание родственные отношения "Рено" и "Ниссана", нетрудно догадаться, что суммарно автомобили группы "Рено-Ниссан" выиграли сражение за сердца российских автомобилистов.

" Рено Клио V6". Спортивное купе с центральным расположением двигателя мощностью 187 кВт/255 л. с. Максимальная скорость 235 км/ч, разгон до 100 км/ч - менее 6 с.

" Рено Меган II". Хэтчбек - победитель европейского конкурса "Автомобиль 2003 года". Оснащается бензиновыми моторами 1,4-2,0 л мощностью от 70 кВт/95 л. с. до 103 кВт/140 л. с. и дизелями 1,5-1,9 л мощностью от 60 кВт/82 л. с. до 88 кВт/ 120 л. с. Российские продажи начнутся в ближайшее время.

" Рено Лагуна II". Переднеприводный хэтчбек второго поколения. Комплектуется бензиновыми двигателями 1,6-3,0 л мощностью от 79 кВт/107 л. с. до 152 кВт/ 207 л. с. и дизелями 1,9-2,2 л от 88 кВт/ 120 л. с. до 110 кВт/150 л. с. В России продаются по цене 19 590-36 500 евро.

"Рено-Авантайм". Переднеприводное купе высокого класса на базе "Рено-Эспас". Оснащалось бензиновыми двигателями 2,0 и 3,0 л мощностью 120 кВт/163 л. с. и 152 кВт/207 л. с. и дизелем 2,2 л, 110 кВт/150 л. с. В Россию не поставлялись, весной 2003 года производство прекращено.

" Рено Сценик". Мини-вэн на базе "Меган II". Автомобиль в основном будет оснащаться бензиновым двигателем 2,0 л мощностью 99 кВт/135 л. с. и дизелем 1,9 л мощностью 88 кВт/120 л. с. Поставки в Россию планируются с 2004 года.

"Рено-Эспас IV". Переднеприводный мини-вэн четвертого поколения на общей платформе с "Вель Сатисом" и "Лагуной". Оснащается бензиновыми двигателями 2,0-3,5 л мощностью 100 кВт/136 л. с. - 177 кВт/241 л. с. и дизелями 1,9-3,0 л мощностью от 88 кВт/120 л. с. - 130 кВт/177 л. с. Поставки в Россию с 2004 года.

" Рено Вель Сатис". Седан представительского класса пришел на смену " Рено Сафран". Оснащается бензиновыми двигателями 2,0 и 3,5 л мощностью 120 кВт/ 163 л. с. и 177 кВт/241 л. с., а также дизелями 2,2 и 3,0 л мощностью 110 кВт/ 150 л. с. и 130 кВт/163 л. с. Цена в России - от 39 900 до 51 000 евро.

Рост курса евро по отношению к доллару осложнил в 2003 году сбыт европейских машин и создал преимущество японским и американским автомобилям. С пуском московского завода "Рено" и выходом на полную мощность завода "Форд" во Всеволожске главная борьба на российском рынке пойдет между этими двумя марками.

Подпишитесь на «За рулем» в