Стоп-кран для автопоезда

СТОП-КРАН ДЛЯ АВТОПОЕЗДА

ТЕХНИКА

Грузовики

ШИНЫ И ТОРМОЗА

СТОП-КРАН ДЛЯ АВТОПОЕЗДА

АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

СКАЗКА О ЖАРЕНОМ ПЕТУШКЕ

Как утверждает теория управления, любой процесс можно контролировать, только адекватно реагируя на его скорость. Иными словами, если дожидаться, пока "гром грянет" или "жареный петух клюнет", время будет безнадежно упущено. Необходимо работать на опережение, чутко улавливая нарастание негативных тенденций.

По статистике грузовики гораздо более безопасны, чем легковые автомобили. Однако тенденции тревожны. За последние семь лет количество аварий с участием тяжеловесов на дорогах Германии выросло на 17,4%, тогда как общее число ДТП - лишь на 0,3%! Если так пойдет и дальше, грузовые автомобили быстро догонят легковые - в прямом и переносном смысле. Кстати, самая распространенная "грузовая" авария - именно удар сзади в резко тормозящую легковую машину.

"Жареный петушок" только занес свой клюв, а фирмы уже вплотную занялись проблемами быстрого торможения и безопасного маневрирования тяжелых грузовиков, в первую очередь, автопоездов.

Сосуществование на дорогах автомобилей, сделанных по стандартам разных десятилетий (если не сказать веков!), несет дополнительную опасность для всех участников движения. Беда не в том, что ветераны вяло разгоняются, они еще и плохо тормозят, иной раз норовя при этом вильнуть задом.

Конечно, антиквариату с современными машинами не тягаться. Но уравнять возможности тормозов у автомобилей одного поколения независимо от их весовой категории необходимо. Эксперимент с участием 40-тонного "Мерседес-Бенца Актрос" с модернизированными тормозами и новыми шинами показал: это вполне реально. Тяжеленный автопоезд остановился со скорости 80 км/ч на пути всего в 30 метров! Серийный автомобиль на этой отметке еще ехал со скоростью 36 км/ч, а застыл на 8 метров дальше.

Это стало возможным благодаря стараниям специалистов двух фирм: "Континенталь", подготовившей специальные шины, и WABCO (Westinghouse Air Brake Com-pany), занимающейся пневматическими тормозами с 1869 года.

НАУКА О РЕЗИНЕ И ВОЗДУХЕ

В конечном счете, автомобиль останавливают не тормоза, а... шины. Правильным подбором их геометрии, состава резиновой смеси, структурой каркаса и площади пятна контакта можно оптимизировать тот или иной параметр.

Для экспериментального "Актроса" задача была поставлена однозначно: обеспечить максимально возможное замедление. В результате вместо обычных для такого грузовика колес размерности 315/70-22,5 на тягач поставили шины 385/55 спереди и... 495/45 сзади. Разработчики признают, что эти колеса уступают серийным по экономичности, массе, износостойкости и шумности. Зато - тормозят прекрасно, а остальное, утверждают конструкторы, можно подправить.

Но из выигранных у стандартного грузовика восьми метров шины отвоевали лишь половину. Остальное обеспечили регулируемые амортизаторы, более мощные тормоза с рабочим давлением 10 бар и измененная программа EBS (Electronic Brake System).

Заставить автопоезд тормозить эффективно, а главное, не меняя траектории, гораздо сложней, чем одиночный автомобиль. Последний, конечно, может развернуться, но программы АБС давно умеют предотвращать такое развитие событий. Автопоезд же норовит сложиться пополам, а то и... втрое, если есть прицеп. Поэтому правильно управлять тормозами всех колес "сороконожки" значительно труднее. К тому же показания датчиков прицепов и полуприцепов могут несколько различаться, и компьютер обязан быстро учитывать разброс данных.

На экспериментальном автопоезде - EBS последнего поколения, включающая не только многоканальную АБС, но и так называемый "брейк эссист" - устройство, обеспечивающее быстрое нарастание давления в тормозной системе даже при недостаточной силе нажатия на педаль. Необходимость в экстренном торможении система распознает по скорости переноса ноги с педали газа на тормозную.

Прогресс в борьбе за сокращение тормозного пути грузовых автомобилей наглядно виден на диаграмме. Неизменной остается первая составляющая - время, которое требуется водителю, чтобы начать тормозить. Увы, мы не стали соображать быстрее. Но и здесь электроника обещает улучшение. Разработанная фирмой "Мерседес-Бенц" система "Протектор" сама способна экстренно включить тормоза, если водитель не отреагирует на предупредительные звуковые и световые сигналы и предварительное замедление в 2 м/с2. "Протектор", впрочем, пока гарантирует быструю остановку лишь на сухой дороге: момент включения автоматики сознательно выбран максимально поздним, дабы избежать ложных срабатываний. На мокрой или заснеженной трассе идущий впереди автомобиль все же получит ощутимый удар сзади. Но он будет значительно слабее, чем при наезде тяжеловозов прошлого поколения. Сохранить кузов не удастся, а избежать тяжелых травм - вполне. А это, согласитесь, гораздо важнее.

Подпишитесь на «За рулем» в