Отвечают специалисты

ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ

На АвтоВАЗе:

БОРИС ТЕРЕНТЬЕВ - НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ;

ЕВГЕНИЙ БАЙБОРИН - ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ДОВОДКИ ДВИГАТЕЛЕЙ;

СЕРГЕЙ МИШИН - ВЕДУЩИЙ ИНЖЕНЕР ОТДЕЛА СПЕЦИАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Каково будущее мотора "Оки"? Продолжается ли его совершенствование? Например, замена карбюратора впрыском, разработка головки с четырьмя клапанами на цилиндр, применение изменяемых фаз и т. п.

Для "Оки" выпускалось два двигателя - сначала VAZ 1111, затем VAZ 11113. Сегодня Волжский завод производит только второй, рабочим объемом 0,75 л. Но это не значит, что "тема закрыта". Автомобиль очень популярен, пользуется хорошим спросом и, естественно, требует более совершенного двигателя.

Уже идут работы по созданию на базе имеющихся комплектующих мотора с системой распределенного впрыска (ранее на ДААЗе был проработан вариант центрального впрыска), изучаются возможности производства многоклапанной головки для этого двухцилиндрового двигателя при унификации с деталями мотора VAZ 2112. Конструкция двигателя с изменяемыми фазами и регулируемой длиной впускного коллектора пока отрабатывается на двигателях для семейства "Калины". По всей видимости, подобные решения могут быть перенесены и на двухцилиндровый мотор.

У меня VAZ 21093 2000 года. Двигатель 2111 с процессором "Бош" отказывается пускаться при температуре ниже минус 25° (моторное масло 5W50). С такой же проблемой, насколько я знаю, сталкиваются и другие владельцы впрысковых ВАЗов. Верно ли утверждение, что замерзает электроника?

По техническим условиям, предельная температура холодного пуска для автомобилей ВАЗ составляет минус 27 градусов. При более низкой температуре рекомендуется их гаражное хранение в сочетании с другими мероприятиями (подогрев охлаждающей жидкости и т. п.). Кстати, калибровки систем впрыска и контрольные испытания холодного пуска и ездовых качеств с непрогретым двигателем тоже проводятся при температуре до минус 27 градусов. Электроника не изменяет своих характеристик на морозе, а холодный пуск обеспечивается правильным соотношением расхода воздуха и бензина и надежной работой свечей - конечно, при хорошей аккумуляторной батарее и соответствующей вязкости моторного масла. Соблюдение всех этих условий в сочетании с зимним бензином (он отличается от летнего лучшей испаряемостью) позволяет пускать впрысковый двигатель и на морозе 29-30 градусов.

Почему шумит адсорбер и к чему это может привести?

Шум может издавать клапан продувки адсорбера - улавливателя паров бензина. Отчетливо выраженный звук работы клапана еще не признак серьезной неисправности, поскольку не вредит двигателю и его системам. Можно просто не обращать на шум внимания, если это не раздражает. К настоящему времени конструкция клапана переработана, шум узла снижен и на фоне работающего двигателя вообще не прослушивается.

При подтяжке ремня привода ГРМ на автомобиле VAZ 2108 (1,3 л, 1988 года выпуска) выявилось, что ось натяжного ролика вышла из тела блока, срезав при этом внутреннюю резьбу. Обнаружив еще одно отверстие с такой же резьбой (примерно на 3 мм левее и на столько же выше старого) и предположив, что оно - ремонтное, вкрутил в него шпильку. С трудом надел ремень, который кажется перетянутым. Не ошибся ли я?

Еще недавно в головках цилиндров двигателей "самар" в целях унификации было два резьбовых отверстия. Нижнее - для моторов 1,3 и 1,5 л, верхнее - для 1,1 л. У последних ход поршня меньше на 10,4 мм, а ремень привода ГРМ один и тот же. Так что в вашем случае ремень действительно перетянут. При таком натяжении подшипники водяного насоса и натяжного ролика могут быстро разрушиться. Необходимо поставить ремонтную шпильку большего диаметра и сделать в старом отверстии соответствующую резьбу.

В настоящее время выпускаются моторы только рабочего объема 1,5 л, поэтому в блоке просверлено лишь одно отверстие для шпильки.

Нужно ли подтягивать головку блока цилиндров автомобиля "Нива" VAZ 21213 выпуска 2000 года после пробега 3000 км?

Все автомобили, выпускаемые сегодня ВАЗом, не требуют подтяжки головки блока в процессе эксплуатации, поскольку для прокладки головок используются новые материалы, не дающие усадки. Последние модели, на которых могли встретиться старые, "усадочные" прокладки, были "классики" выпуска 2000 года. Моторы VAZ 21213 всегда выпускали с безусадочной прокладкой.

Подтяжку через 2-3 тысячи километров стоит провести в том случае, если была установлена сомнительная прокладка, например, во время ремонта.

Можно ли загильзовать блок цилиндров VAZ 2108 гильзами диаметром 82 мм?

Расстояние между осями цилиндров двигателей "Самары" составляет 89 мм. Поскольку у моторов 2108 и 21081 диаметр цилиндров составляет 76 мм, на перемычку между ними приходится всего 13 мм. В этой перемычке между цилиндрами сделан четырехмиллиметровый проток для охлаждающей жидкости, поэтому у двух оставшихся стенок толщина по 4,5 мм. Если же расточкой увеличить диаметр цилиндров до 82 мм, то толщина каждой стенки станет всего около 1,5 мм, а такая конструкция благополучно работать не сможет. Не говоря уже о том, что под установку гильз потребуется расточить цилиндры до еще большего диаметра (на толщину двух стенок гильзы).

Именно из-за недостатка места и непригодности стенок цилиндров тоньше 4,5 мм блок двигателя 1,5 л сделали без межцилиндровых протоков.

Мне привезли из-за рубежа выпускные клапаны. Моторист автосервиса, проверив их магнитом, сказал, что они быстро сгорят - сделаны не из того сплава. Верно ли это?

Проверку магнитом применяют к выпускным клапанам многих отечественных двигателей с тарелками из жаропрочной стали 55Х20Г9АНЧ. Однако это нельзя распространять на все выпускные клапаны вообще. Например, некоторые импортные не притягиваются к постоянному магниту. На ВАЗе в свое время испытывали опытные выпускные клапаны с "немагнитной" тарелкой, но это не снижало их работоспособности.

У меня "Нива", купленная с рук. Предстоит ремонтировать или заменить коробку передач. Не могли бы вы представить информацию о типах "нивовских" пятиступенчатых коробок?

Первые такие коробки (с индексом 2121-1700005-30) появились на экспортных VAZ 2121, предназначавшихся для отправки в Канаду, Швецию, Австралию и Швейцарию. Первоначально они поступали от французской фирмы Soma.

Позже "нивы" стали комплектовать пятиступенчатой коробкой 21074-1700005-30 (для "Нивы" VAZ 21213 - 21074-1700005-40), на которой сначала ряд деталей тоже имел клеймо Soma. Основное отличие коробки "30" от "40" в том, что у первой ряд передаточных чисел 2106, а у второй - 2105. В 1990 году коробки передач стали собирать целиком из отечественных деталей.

Внешне коробку 21074 легко отличить от той, что с клеймом Soma, по пластиковой заглушке: ею закрыто сквозное технологическое отверстие на задней крышке коробки в зоне оси промежуточного вала. В прежней коробке такой заглушки не было.

Задняя крышка коробки Soma несет индекс 2121-1702010-10, новая - 2121-1702010-20. Крышки невзаимозаменяемы, к тому же из-за различного расположения крепежных шпилек у них разные кронштейны опор подвески: 2121-1001040-20 для Soma и 211213-1001040 - для 21074. Поперечина же - 2121-1001102-20 - для обоих кронштейнов одна.

Внутренние отличия. Коробка Soma имеет вилку пятой и задней передач, совмещенную с бобышкой включения заднего хода. В более же новой коробке 21074 две самостоятельных детали: вилка 2107-1702036 и головка штока 2107-1702076. При ремонте помните, что невозможно установить новую вилку на старый шток - необходимо заменять вилку в сборе со штоком (деталь 2107-1702082).

На ГАЗе:

ВЛАДИМИР ДАВЫДОВ - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОАО "ГАЗ"

Можно ли самостоятельно поменять переднее сдвоенное пассажирское сиденье на "Газели" или "Соболе" на одинарное, аналогичное водительскому?

Такая замена на автомобиле "Газель" возможна при условии установки переднего сиденья 33023-6810010-01 от автомобиля "Фермер" ГАЗ-33023 со сдвоенной кабиной. При этом поясной ремень среднего пассажира нужно демонтировать, а у оставшегося ремня верхнюю точку крепления перенести выше на имеющееся отверстие.

Когда появится в продаже полноприводный "Соболь" с дизелем?

В настоящее время на ОАО "ГАЗ" ведется технологическая подготовка производства полноприводных модификаций "Соболя". Начало выпуска таких автомобилей запланировано на II квартал 2002 года.

Будет ли запущен в производство ГАЗ-3310 "Валдай"?

По автомобилям семейства "Валдай" в настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование. Только после его утверждения будут определены сроки и объемы производства.

На ИЖМАШе:

ВИКТОР ЧЕКУНОВ - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ДОАО "ИЖМАШ-АВТО"

За 20 000 км пробега дважды заменил комплекты передних амортизаторных стоек. В чем причина столь быстрого выхода их из строя?

Заочно выявить причину такой неисправности практически невозможно. Не исключено, что виноват в этом сальник. Мы используем деталь собственного производства (диаметр штока - 25 мм), но опыт эксплуатации Izh 2126 показал, что узел нуждается в усовершенствовании или замене. С учетом выявленных дефектов мы приняли решение перевести конструкцию стойки на элементную базу VAZ 2108/2110 (диаметр штока - 22 мм). Так что в ближайшее время стойки автомобилей ИЖ будут комплектовать сальниками гарантированного качества производства Димитровградского автоагрегатного завода и предприятия "Балаково-резинотехника".

В моей "Оде" зимой очень холодно. Двигатель прогревается, радиатор отопителя горячий, электродвигатель работает, но воздух из дефлекторов едва поступает. "Бардачок" между тем греется, словно духовка. Как заставить отопитель работать?

Недостаточное поступление горячего воздуха из дефлекторов часто объясняют неплотностями стыков центрального воздуховода, через которые часть горячего воздуха выходит под панель приборов, нагревая вещевой ящик.

Чтобы улучшить работу отопителя, снимите панель приборов и при необходимости устраните неплотности в стыках воздушного тракта - от центрального воздуховода к патрубкам и дефлекторам. Удобнее всего это сделать с помощью кусочков поролона.

При движении по проселку салон "Оды" тут же наполняется пылью через вентиляционные решетки задних дверей. Есть ли способ избежать этого?

Внимательно осмотрите вентиляционный клапан - он должен свободно прилегать к решетке и так же свободно отгибаться. Если клапан утратил эластичность - просто замените его другим из аналогичного материала. После этого все должно прийти в норму.

Подпишитесь на «За рулем» в