"трехкилометровый" фургон из люцерна

"ТРЕХКИЛОМЕТРОВЫЙ" ФУРГОН ИЗ ЛЮЦЕРНА

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

"ТРЕХКИЛОМЕТРОВЫЙ" ФУРГОН ИЗ ЛЮЦЕРНА

ЗАПАС ХОДА "МУЛЬТИРАЙДЕРА" ВСЕГО... ТРИ КИЛОМЕТРА

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

Кому он нужен, этот электро-"Дукато", скажете вы и... ошибетесь. Специалисты по логистике из швейцарского Люцерна прочат ему, по крайней мере, отдельную нишу на рынке.

Представьте такую картину: некоей фирме приходится постоянно возить товар со склада до торговой точки (или фабрики) на расстояние нескольких городских кварталов. Фургончик, не отравляя воздух, не урча двигателем, подъезжает к разгрузочной рампе и замирает точно над нарисованным на асфальте прямоугольником. Пока рабочие выкатывают груз, батареи суперконденсаторов заряжаются для следующей поездки. Им достаточно всего трех минут, а благодаря устройствам немецкой фирмы "Вампфлер" не нужно даже никуда ничего подключать. Важно лишь остановиться с точностью до 10 см - и между индуктором и приемником установится электромагнитная связь. Фактически это трансформатор, только благодаря повышенной рабочей частоте (15- 30 кГц вместо обычных 50 Гц) ему не страшен воздушный зазор между первичной и вторичной катушками.

Для такого режима работы конденсаторы подходят куда лучше привычных аккумуляторов. Они способны очень быстро принимать заряд и не проявляют усталости даже через полмиллиона циклов. Конденсаторы безболезненно отдают (и принимают) очень большие токи. Одна ячейка, к примеру, разряжается током 400 А за 11,25 с, но столь же быстро может быть опять заряжена.

Швейцарский проект для фирмы "Вампфлер" не первый в данной области. С 1998 года в Вакареваревском геотермальном парке в Роторуа (Новая Зеландия) туристов развозят пять автопоездов, работающих на том же принципе. Тут стоит задуматься вот над чем. Городской автобус ходит по маршруту с частыми остановками: можно организовать бесконтактную подзарядку, например, через одну-две станции. Пока пассажиры будут сменять друг друга в салоне, конденсаторы восстановят запас энергии - снова в путь. Вариант "Вампфлер" может оказаться выгоднее троллейбусов, привязанных к контактной сети на всем маршруте. Во всяком случае, в швейцарском Альтштаттене уже год от вокзала к центру города (расстояние 1,6 км) каждые 15 минут отправляется 16-местный "Мультирайдер" с суперконденсаторами и системой бесконтактной подзарядки.

Небольшие электробусы на суперконденсаторах с симпатичным названием "Лужок" проходили испытания и у нас на ВВЦ (ЗР, 2000, № 5). Запас хода у них был даже больше - до восьми километров. Правда, для подзарядки приходилось подключать провода и ждать около четверти часа. Но то ли идеи экологии еще не вполне овладели головами отечественных руководителей, то ли денег не хватило, но эксперимент потихоньку заглох. А жаль...

Наш "Лужок" всем хорош, но заряжается через кабель.

Подпишитесь на «За рулем» в