Лето. мертвый сезон...

ЛЕТО. МЕРТВЫЙ СЕЗОН...

ЦЕНЫ

/СТАТИСТИКА

ЛЕТО. МЕРТВЫЙ СЕЗОН...

...А ЦЕНЫ НА ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ ПРОДОЛЖАЮТ РАСТИ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Прошла весна, настало лето... Так и хочется продолжить известный стишок, но с тех пор, когда он был у всех на слуху, все переменилось. Той партии давно уж нет, зато есть рыночная экономика со своими законами. Правда, действуют они у нас совсем иначе, чем во всем мире. Вот во Франции, Германии и США, к примеру, пик продаж автомобилей наступает весной. Ожидая этого, поднимают цены и выбрасывают на рынок новинки. А вот летом - "мертвый сезон", потому цены снижают...

МАРКСУ НАЗЛО

У нас же все иначе. Новых моделей по весне мы, естественно, не ждем (как, впрочем, и летом). Зато в конце июня (!) АвтоВАЗ заявил о том, что он начинает проводить новую ценовую политику, одновременно реформируя дилерскую сеть. В чем зерно этой "новой политики", гадать не надо - в очередном повышении цен. Итак, "в связи с экономической конъюнктурой и планом АвтоВАЗа... проведено плановое повышение отпускных цен на продукцию завода". В среднем по всему модельному ряду - на 1,2%.

При этом не изменились отпускные цены всех модификаций "Нивы", а также "пятой" и "пятнадцатой" моделей, остальные подорожали в среднем на 1-3 тыс. руб. Популярные сейчас восьмиклапанные "десятки" и "одиннадцатые" подросли на 3 тыс. руб., 16-клапанные ВАЗ-21113, ВАЗ-2112 подорожали на 1-2 тыс. руб. Теперь отпускная цена на автомобили "десятого" семейства для дилеров (при этом они получат машины только на условиях предоплаты!) составит от 166,5 до 202,8 тыс. руб. в зависимости от модели, модификации и комплектации. Но серьезнее всего в июне - на целых 5000 рублей! - "потяжелел" мини-вэн ВАЗ-2120. Словом, за месяц, как раз к началу "мертвого сезона" самое популярное "десятое" семейство подорожало в салонах на 4-4,5 тыс. руб.

Дилеры же отнеслись к новому витку цен с полным недоумением и объяснить его логически не могут. Единственное предположение - завод очень нуждается в деньгах и пытается решить свои финансовые проблемы с помощью такого нестандартного хода.

Стараются не отставать от "большого брата" и другие автозаводы, хотя и делают это не с таким размахом. Естественно - масштабы не те. В июне Горьковский автозавод "поскромничал": поднял цены на легковые и грузовые автомобили в среднем всего на 1%. Отныне стандартная цена "Волги" ГАЗ-3102 - 185 тыс. руб., ГАЗ-3110 - 146 тыс. руб. А с первого июля вновь повысил отпускные цены на микроавтобусы "Газель" и "Соболь" - на 1-1,3%. Подорожание по модельному ряду фургонов ГАЗа составило в среднем еще 1,5 тыс. руб. Теперь самая дешевая "Газель" стоит 150 тыс. руб. Этак просто чернил на новые ценники не напасешься!

Зато цена помпезной "Волги" ГАЗ-3111 с начала года снизилась (ура-ура-ура!) с 15,5 тыс. долл. до 12,9 тыс.

На фоне АвтоВАЗа и ГАЗа "Ижмаш-Авто" выглядит просто маленьким шалуном: за полгода цена на "Оду" ИЖ-2126 выросла на каких-то 3 тыс. руб. и лишь в некоторых регионах перевалила "психологическую" отметку в 100 тыс. руб. Так что у ижевцев впереди большие перспективы...

"Не ударили в грязь лицом" и остальные производители. Так, Ульяновский автозавод повышал цены на свою продукцию в течение полугодия несколько раз, и теперь самый дешевый УАЗ-31512 стоит около 3,3 тыс. долл. (в январе было 3,2), а "буханка" УАЗ-3909 подорожала с 4,3 тыс. долл. до 4,5. Не отставал от больших и известный производитель легких грузовичков "ВАЗ-интерсервис": за 6 месяцев пикап ВИС-2345, к примеру, "прибавил в цене" 10% и стал стоить уже 4400 долл.

БЫЛО ВРЕМЯ, И ЦЕНЫ СНИЖАЛИ

Это - об иномарках в России. Причем подешевели в первую очередь недорогие модели "гольф-класса". Так, Таганрогский автозавод объявил о снижении цены на выпускаемый им "Хёндэ-Акцент" на 1000 долл. - до 9990. За эти деньги покупатель получает современный автомобиль класса В с гидроусилителем руля, центральным замком, электростеклоподъемниками во всех дверях, кондиционером и магнитолой. Планируется продавать до 600 автомобилей в месяц. Что же, вполне возможно, ведь калининградский "Автотор" за последние полгода увеличил продажи автомобиля "КИА-Рио" (цена - от 9,3 тыс. долл.) почти в 5 раз!

Но больше всего "обидел" российских производителей "Форд", который в июле пустил завод в Ленинградской области. Российский "Форд-Фокус" в базовой комплектации с двигателем 1,6 л будет стоить 10900 долл., с кондиционером - 12100. Двухлитровый "автомат" обойдется в сумму от 14,5 до 17,7 тыс. (в зависимости от комплектации). Еще до конца года "Форд" намерен выпустить под Питером 2200 автомобилей. Как раз к этому времени "десятка", видимо, "дорастет" до 8 тысяч долларов...

СТАРОЕ -

ЭТО ХОРОШО ПОБИТОЕ НОВОЕ

В то же время рынок подержанных автомобилей в целом жил по нормальным законам: как и положено в летний период, он "спал". Причем по двум причинам - сезонной и политической. Первую объяснять, кажется, не надо. Вторую - тоже: правительство уже второй год не может определиться с новой концепцией автопрома и решить, поднимать или нет таможенные пошлины.

"Мы не можем поддерживать неэффективное производство за счет автолюбителей, - заявил на днях наш премьер-министр. - Как только правительство увидит, что существуют не только серьезные намерения, но и реальные бизнес-планы производства в России альтернативы ввозимым иномаркам, решение о повышении пошлин будет принято".

А пока на рынках Москвы, Рязани, Волгограда и Хабаровска стоят рядами тысячи подержанных "фордов" и "тойот" и... не продаются. Потому как подняли продавцы непомерно цены в ожидании новых пошлин, так и держат. Решения как не было, так и нет! Классический случай затоваривания при повышенном спросе - прямо из российской части мировой политэкономии! Ни социализм тебе, ни капитализм... От одного взяли очереди, от другого изобилие, а получилось... В результате за самый популярный среди наших автомобилей "Фольксваген-Пассат" 1992 года в среднем по стране просят 7 тыс. долл., а реально он продается только за 4,8 тыс. "Мерседес"

Е-класса 1991 года: хотят 10 тыс., получают - 7. "Опель-Вектра" 1992 года: 5200 долл. и 3600. Мы взяли три самые ходовые в европейской России марки, по остальным - та же картина.

Так что не прав был Маркс - не две политэкономии существуют, а три. Есть еще и третий тип политэкономии - российский, только ему еще названия нет. Будущие исследователи придумают...

Самые популярные автомобили на вторичном рынке России (июль 2002 г., по данным местной печати).

Подпишитесь на «За рулем» в