Широкий взгляд на узкие авто

ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД НА УЗКИЕ АВТО

ТЕХНИКА

/ПОЛЕ ЧУДЕС

ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД НА УЗКИЕ АВТО

ОНИ ОПРАВДЫВАЮТ ПОГОВОРКУ "В ТЕСНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ"

ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ДЕШЕВЛЕ

Не назвать такую страну в Европе, которая разбогатела бы в результате Второй мировой войны. Бедность изменила структуру спроса на автомобили. В ход пошли примитивные по конструкции и материалам (не пренебрегали картоном и фанерой!) модели. И все же в большинстве своем это были настоящие автомобили - с закрытым кузовом, бензиновым мотором и четырьмя колесами. Хотя...

В 1948 году молодой конструктор Фриц Фенд построил на бывшей авиастроительной фирме "Мессершмитт" необычную трехколесную повозку, назвав ее "кабиненроллер". Машины ценой всего 2100 дойчмарок, с двухтактным одноцилиндровым двигателем, быстро нашли покупателей. За 15 лет было продано около 50 000 штук. Двухместные малютки, в которых седоки располагались друг за другом, носились по дорогам Европы со скоростью до 90 км/ч, обходясь смешными десятью силами. До сих пор существуют клубы любителей "кабиненроллеров": они заботливо восстанавливают и поддерживают на ходу трехколесные сокровища.

НЕ ЭКОНОМИИ РАДИ

Сегодня "узкий взгляд" на автомобиль бросают не ради экономии. Маневренность и компактность востребованы в тесных мегаполисах, так что некоторые производители не прочь возродить микрокары. Только уже вовсе не спартанские и не дешевые...

Кузовная фирма "Бертоне" из Турина предложила автомобиль (ЗР, 2000, №4, 9) шириной всего 1100 мм, который так и называется: "Ай слим" (Я узкий). Впрочем, он еще и короткий - от бампера до бампера 3200 мм. И легкий - снаряженная масса 390 кг! Мотор в 15 кВт/20 л. с. расположен сзади и приводит задние же колеса через бесступенчатый вариатор. Дверей две, причем обе справа. Упав в "кресло" и тронувшись в путь, получаешь целую гамму необычных ощущений, особенно в городской толчее.

Кстати, сами по себе новые ощущения - чем не стимул строить автомобили-"половинки"? Голландский "Ванденбринк-Карвер" (редкий случай: единственное колесо - спереди) шириной сзади 1200 мм как раз и задуман для тех, кто не смог или не захотел выучиться на летчика, но не прочь заложить крутой вираж. Специальная электронная система стабилизации DVC не даст опрокинуться набок. Но наклонившаяся под 45° линия горизонта и несущаяся в боковом окне на скорости 190 км/ч (!) близкая лента асфальта гарантируют мощную дозу адреналина. Создатели "Карвера" сообщают многие его показатели, умалчивая лишь о количестве топлива, сгорающего в четырехцилиндровом 16-клапаннике с турбонаддувом. Впрочем, обладателя машины как раз это число будет волновать меньше всего.

СПУСТИМСЯ НА ЗЕМЛЮ

Но что это мы о концептах да прототипах? А нет ли чего-нибудь трехколесного в продаже? Эта ниша нынче тоже не пустует: например, одноместные "воробышки" "спэрроу" (на заставке) фирмы "Корбин" храбро рассекают хайвеи Америки. Основатель фирмы Майк Корбин, прогуливаясь как-то по запруженным автомобилями улицам Лос-Анджелеса, испытал озарение: решение проблемы пробок - в одноместных автомобилях. Ведь в подавляющем большинстве лимузинов люди спешили на работу поодиночке! Дальше сработала американская хватка: Майк организовал выпуск трехколесных электромобильчиков.

Конструкция "Воробья" элементарна: электромотор в 15 кВт приводит единственное заднее колесо через зубчатый ремень. Запаса энергии хватает максимум на 95 км, но для поездки на работу этого достаточно. Пополнить батареи можно за 2,5 часа и всего... один доллар! Зато за сам пластиковый "Спэрроу" придется выложить почти 17 тыс. "зеленых". Как ни удивительно, желающие находятся вот уже почти 15 лет и тоже объединяются в клубы "по интересам".

Об этих заокеанских электромалютках можно бы и не упоминать - в Европе есть свои "твайки" (ЗР, 2000, № 9) и САМы (2001, № 11), "эгги" от фирмы "Хорлахер", но в последнее время Майк Корбин взялся за настоящие трехколесные автомобили с бензиновым двигателем. Сегодня в США можно купить "Мерлин-родстер" с двухцилиндровым V-образным впрысковым мотором "Харлей-Дэвидсон" рабочим объемом 1443 смз. Необычна компоновка родстера - мотор расположен спереди и приводит передние колеса. Заднее же просто катится. Законный вопрос: ради чего применена трехколесная схема? Ведь ни существенного упрощения, ни какой-то особенной аэродинамики (цилиндры двигателя вообще торчат наружу) не достигнуто: расход топлива составляет 6,7 л/100 км! Емкость багажника лишь 127 литров... Зато как можно испугать водителя традиционного автомобиля, нагнав его на 160 км/ч!

С практической точки зрения более интересно "Мерлин-купе", продажи которого должны начаться в будущем году. Оно выполнено по той же компоновочной схеме, что и родстер, но мотор убран под капот, выполняет нормы токсичности ULEV и расходует не более 3 л/100 км. Соответственно, запаса бензина хватит на 600 км пробега, а цена - 19 тыс. долл. - возможно, будет компенсирована не только удовольствием от обладания столь необычным автомобилем, но и его сертификацией как... мотоцикла с вытекающими отсюда льготами по налогам и сборам за парковку.

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ

Может сложиться впечатление, что узкие трех- или четырехколесные автомобили в наши дни способны лишь потешить самолюбие владельца и подчеркнуть нестандартность его личности. На самом деле тандемная компоновка позволяет достичь невиданной топливной экономичности. Это, кстати, использовал уже упоминавшийся Фриц Фенд.

Вернувшись к идее "кабиненроллера", он свел к минимуму снаряженную массу и аэродинамическое сопротивление. Ведь оно зависит не только от коэффициента Сх, но и площади лобовой проекции. Уменьшить ширину авто до предела можно, усадив пассажиров "вдоль". Для авиаконструктора, привыкшего создавать обтекаемые планеры из легких материалов, в таком дизайне нет ничего необычного. В общем, на 79-м году жизни Фенд создал прототип F2000 (ЗР, 2000, № 9) - правда, о четырех колесах, но с очень узкой колеей задних - по сути, двускатным колесом. Мощности вполне заурядного двигателя - 50 л. с. - оказалось достаточно, чтобы разогнаться до 190 км/ч и при крейсерских 120 км/ч обойтись менее чем двумя литрами бензина. Последний "кабиненроллер" шириной 1300 мм за обещанные 12 тыс. долларов не удалось поставить на конвейер - изобретатель чуть не дотянул до восьмидесятилетия.

Для создания "литрового автомобиля" Фенду не хватило лишь особо экономичного двигателя. Финансовая и технологическая мощь концерна "Фольксваген" плюс железная воля его руководителя Фердинанда Пиеха помогли решить проблему. В концепте L1, совершившем рекордный пробег из Вольфсбурга в Гамбург (2,05 л топлива на 230 км!), перед задней ведущей осью разместился уже апробированный дизель с насос-форсункой сверхвысокого (2050 бар) давления. Единственный цилиндр с тремя клапанами объемом чуть меньше банки пива (299 смз) выдает всего 6,3 кВт/8,5 л. с. при 4000 об/мин; максимальный крутящий момент - 18,4 Н.м при 2000 об/мин. Чтобы этого хватило для динамичного разгона до 130 км/ч, конструкторы провели настоящее сражение с лишним весом. Оцените выхлопную систему целиком из титана, комбинированный алюминиево-титановый рулевой механизм массой всего 1800 г, магниевые топливный насос и каркас рулевого колеса, углепластиковые колесные диски на титановых ступицах с керамическими шариками в подшипниках... В общем, лишь 290 кг снаряженной массы при ширине 1248 мм, включая все необходимые системы пассивной и активной безопасности.

Про аэродинамику тоже, разумеется, не забыли. Два года гудела труба в Вольфсбурге, пока разработчики не сочли, что Сх=0,159 - отличный показатель (между прочим, Фенд остановился только на 0,11). И тут законы физики сказали свое слово: L1 и F2000 внешне оказались похожими. Колея сзади у обеих каплеобразных машин значительно уже, чем спереди.

СЯДЕМ ГУСЬКОМ?

Люди всегда хотели заглянуть в будущее и одновременно страшились увидеть там что-то неприятное. В нашем случае: придет ли конец автомобилям классической компоновки - не уступят ли они место узким тандемам? Полностью - вряд ли: устойчивость при такой схеме хуже, да и не слишком хочется чувствовать стенки кабины обоими локтями сразу. Но в тесных городах плюсы микроавтомобиля могут в какой-то момент перевесить, и в качестве второго-третьего экипажа в семье поселится очередной "Мерлин" или "Ай слим". На чем же тогда будут ездить те, кого снисходительно называют чудаками? Вероятно, им останутся лишь два колеса, причем... на одной оси.

Такой вираж под силу лишь "Карверу" и... истребителю.

Мессершмиттовские "кабиненроллеры" (на снимке KR200 1960 года) еще встречаются на дорогах Европы.

"Твайки" (ширина 1200 мм), "эгги" (ширина 1310 мм), САМы (1553 мм) - все родом из Швейцарии.

Это фото с автографом прислал в редакцию автор F2000 и всех "кабиненроллеров" Фриц Фенд. Своим автомобилем он указал путь к достижению максимальной экономичности.

"Мерлин-родстер" выставил напоказ свой пламенный мотор.

Как и все автодиссиденты, "Мерлин-купе" рассчитано на любителя и выглядит весьма стильно.

Подпишитесь на «За рулем» в