Как провожают вездеходы

КАК ПРОВОЖАЮТ ВЕЗДЕХОДЫ

ТЕХНИКА

Тест

КАК ПРОВОЖАЮТ ВЕЗДЕХОДЫ

АЛЕКСАНДР БУДКИН, СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

БЫЛОЕ И ДУМЫ

Два года трудится в редакции экспериментальная "Нива" и почти полгода плечом к плечу с ней - серийная " Шевроле Нива" (напомним, обе с индексом 2123). Наступил тот трогательный момент, когда эстафетную палочку пора отдать навсегда. Старослужащая дожила до заключительного теста в компании с правопреемницей.

Какое задание мы приготовили для них? Хотелось оценить полезность изменений, которые пошли в серию: стабилизатор поперечной устойчивости меньшего диаметра, сниженную жесткость задних пружин, иные характеристики амортизаторов. Поэтому в своем тесте основное внимание уделили управляемости и комфорту. Традиционные маневры "переставка" и "вход в поворот" дополнили ездой по асфальтовому серпантину, имитирующему горную дорогу. Такое субъективное восприятие подчас куда убедительнее сухих цифр.

В тесте опробовали также три комплекта шин. Отправная точка - устанавливаемые на конвейере "Баргузин

К-175". Не менее интересны обкатанные нами на серийной машине (см. ЗР, 2003, № 6) "Купер-Дискаверер STT". На тяжелом бездорожье они дадут фору любым универсальным шинам, а как поведут себя на асфальте (напомним, что их размерность больше рекомендованной заводом)? Наконец, третий претендент - "Пирелли-Скорпион S/T". Эти тоже были выбраны не случайно. Во-первых, они очень хорошо себя зарекомендовали в одном из шинных тестов (ЗР, 2002, № 9). А во-вторых, идеально подходят "Шевроле-Ниве" по размерности. Что ж, попробуем.

ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА

Покатавшись на двух автомобилях, даже неискушенные люди наверняка почувствуют, что серийная " Шевроле Нива" тише и комфортнее, мягче реагирует на неровности и уже не потряхивает кормой на коротких волнах. "Шевроле" менее склонен вываливаться из поворотов наружу. Он до последнего старается повиноваться рулю и охотнее доворачивает под сброс тяги. Большую роль играют, конечно, гидроусилитель и меньшее передаточное отношение рулевой передачи. Если "Ниву" вы заставляете повернуть, то "Шеви" достаточно попросить об этом. Предсерийная же машина будто старается ехать "чуть прямее", чем вам надо. Интуитивно водитель сильнее доворачивает колеса, отчего на выходе из поворота приходится интенсивнее работать рулем для стабилизации. А при скорости маневра, близкой к критической, машина чуть выше поднимает над дорогой разгруженное переднее колесо, требуя тонкой работы рулем.

Вот мы добрались и до "переставки": увидев в 20 метрах от себя препятствие, водитель должен резко сменить полосу движения. Сложный маневр еще раз подчеркнул преимущества серийного автомобиля. И хотя разница в парадных цифрах невелика (см. таблицы), за кадром остались более ровные результаты, показанные "Шеви", да и стабилизировать траекторию было легче. Значит, в опасной ситуации у вас больше шансов выйти сухим из воды.

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

Сравнение трех уже упомянутых шин на серийном автомобиле немного удивило, хотя предварительно выстроенные предположения казались очевидными.

Первый сюрприз ждал на динамометрической дороге, где сугубо внедорожный "Купер" вдруг показал результаты очень схожие с остальными моделями. Конечно, большой диаметр колес негативно отразился на эластичности, но в таких номинациях, как выбег, максимальная скорость и даже разгон до "сотни", эти пугающие злостью протектора шины превзошли шоссейный "Баргузин"!

Словно играя против правил, "Купер" отлично выдержал тесты на управляемость, показав завидную стабильность и абсолютно прогнозируемое поведение. Но и это не все. Вспомним: при испытаниях на экспериментальном автомобиле (ЗР, 2002, № 9) шоссейная шина "Баргузин К-175" немного переигрывала универсальную "Пирелли-Скорпион". Но стоило поставить ту же обувь на "Шевроле-Ниву" с более отточенной управляемостью, как породистый "Скорпион" стал выигрывать во всех ездовых номинациях. В общем, образцы куда интереснее, чем предполагали. Теперь подробнее о каждом из них.

"КУПЕР-ДИСКАВЕРЕР STT"

Рожденная для бескомпромиссной борьбы с бездорожьем, где требуется порой снижать давление, эта шина сочетает в себе жесткую боковину с не менее жестким, крупно порезанным протектором. Благодаря столь "монолитной" конструкции шина легко катится и быстро реагирует на действия рулем. И хотя общая площадь контакта с опорной поверхностью у нее сравнительно невелика, упругости и сцепных свойств протектора вполне хватает для выполнения самых коварных маневров.

Проскальзывания здесь начинаются раньше, чем у других, но это не повод говорить об исключительно внедорожном характере. Самое же интересное, что "дубовая" покрышка не вызывает ощущения слишком жесткой на неровностях. Вибрациями, конечно, нагружает, но не так сильно, чтобы вызывать отторжение. Отдав предпочтение столь зубастой обувке, придется смириться и с повышенным шумом.

Единственная, пожалуй, очевидная слабость - машина на "Купере" склонна больше вывешивать внутреннее колесо при маневре "поворот".

"ПИРЕЛЛИ-СКОРПИОН"

Мягкий, рассчитанный на круглогодичную эксплуатацию протектор, закономерно "размазывает" отклики машины, убирая из них резкость. Однако благодаря лучшим сцепным свойствам "скорпионы" демонстрируют высокие и устойчивые результаты.

Немного запаздывая поначалу за действиями водителя, потом они словно спохватываются и хорошо цепляются за асфальт - как в продольном, так и в боковом направлениях.

Эти шины тоже шумноваты и довольно подробно передают на руль дефекты покрытия. Только в отличие от "Купера", пересчитывавшего ямки средних размеров, но зато глотавшего мелочь, "Пирелли" готовы собрать с дороги почти все. Однако именно такая цепкая хватка за асфальт позволяет шине лучше всех вести автомобиль по горному серпантину. На этих шинах "Нива" повинуется рулю легче, чем на "Купере", и требует меньшей амплитуды при работе баранкой, чем на "Баргузине".

"БАРГУЗИН К-175"

Стандартный вариант дорожных шин сделал "Ниву" прямо-таки "плюшевой". Автомобиль, против ожиданий, не стал резвее и динамичнее, не блещет он и управляемостью. Шина вносит слишком откровенные проскальзывания передней оси, некоторую задумчивость, особенно когда приближаешься к пределам ее возможностей. И хотя показанные результаты неплохи, автомобиль теперь стал скучным, неинтересным.

Шина не любит быстрых виражей, на ней боязно забираться в грязь. Остается лишь комфортная езда по асфальту с умеренной скоростью.

Нам показалось, что причина чрезмерной задумчивости в мягкой боковине. Отсюда, с одной стороны, способность хорошо глотать мелкие неровности, с другой, - большой увод шины в виражах заставляет сильнее доворачивать руль.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВЫЙ КОРОЛЬ

Серийная " Шевроле Нива" успела накатать за свой недолгий век двадцать с небольшим тысяч, пройти два плановых ТО и раз пять побывать у дилера по гарантии. Не так много, чтобы делать заключения о долговечности машины в целом или ее агрегатов, но достаточно, чтобы судить о надежности первых серийных образцов.

У нашего экземпляра она между четверкой и тройкой с плюсом. Хорошо, что не течет масло, не воет трансмиссия, да и в целом по своему уровню новая "Нива" далеко ушла от старой. Из явных слабостей - замена помпы на второй тысяче, редуктора стеклоочистителя - на восьмой и постоянная борьба с утечками "Тосола". Сначала в одном месте из-за хомутов текло, потом в другом они разболтались. В жару антифриз все время стремится испариться, поскольку система охлаждения действует в режиме теплового удара. Работать после того как двигатель остановлен, вентиляторы (их два) не приучены, а стоит завести - врубаются парой. Летом - даже спустя 5-10 минут стоянки.

Очень тревожит слабая, на наш взгляд, крышка переднего редуктора - штатные шины она, конечно, выдерживает, но на зубастом "Купере", увеличивающем нагрузки на трансмиссию и ее крепеж, нам довелось дважды сломать эту деталь - запас ее прочности, видно, минимален (см. ЗР, 2002, № 6). Интересно, что в этой связи предпримет завод - укрепит слабое место со временем или запретит на хороших шинах лазить в грязь.

Знаем, что доводка продолжается - надеемся, сегодня с конвейера сходят машины лучше нашей. Ради этого позволим себе еще пару замечаний.

ХОРОШО, ЕСЛИ БЫ...

...сервисные возможности дилеров соответствовали числу проданных ими машин. Не исключено, что СП "Джи-Эм - АвтоВАЗ" руководствуется "джиэмовскими" нормативами - сколько постов иметь дилеру. Но "Нива" требует внимания куда больше, чем "Блейзер" или "Фронтера". Вот и получилось, что в январе нас записывали на сервис на день-два вперед, в марте - на три-четыре, а в июне уже предложили приехать через неделю! Что-то будет дальше?

Необходимо упрочнить крышку переднего редуктора, скажем - вообще сделать ее стальной. Иначе не только "злые" шины, но уже ожидаемый осенью "злой" двигатель вызовет подобные поломки не только у испытателей ЗР.

Вентиляторы охлаждения двигателя непременно должны остужать его и после остановок - нельзя держать систему в постоянном тепловом напряжении.

Стоит отказаться от вазовских резьбовых хомутов: они врезаются в шланги, не затягивая их.

Многие владельцы уже серийных машин жалуются на огромные люфты и, как следствие, рывки в трансмиссии, а дилеры разводят руками: дескать, пока ничего не сломалось, ездите на здоровье. Видимо, пора заводу оговорить предельно допустимый суммарный люфт в трансмиссии.

"Резиновый" трос ручника можно затянуть на любое число щелчков. Явно напрашивается трос большего сечения. И еще вопрос: кто-нибудь пытался пользоваться штатным домкратом?

ДУМАЙ О ХОРОШЕМ

Чтоб не ставить точку на недостатках, скажем вскользь об интересных изменениях на конвейере.

Во-первых, уже несколько месяцев "нивы" красят в четыре цвета: белый, серый, темно-зеленый и вишневый. На все машины, включая простую комплектацию, ставят противотуманные фары и фильтр салона. От этого, правда, минимальная цена уже не $8000, а $8500. Но тем временем подорожали и старые "нивы": скажем, трехдверную "214-ю" с учетом антикора и прочей "обязаловки" меньше чем за $6000 купить трудно. На этом фоне "Шевроле" уже не кажется слишком дорогим. А уж если болячки подлечат, вопрос "Купил бы себе?" перестанет ставить в затруднение.

На внедорожном "Купере" машина заметно отрывает колесо в предельном повороте.

"Баргузин К-175" 205/70.

"Пирелли-Скорпион" 205/70.

"Купер-Дискаверер SТТ" 215/75.

Выполняя "переставку" на экспериментальной машине, водителю приходится попотеть. Тяжеловатый руль не дает реализовать возможности породистых "Пирелли". Выигрывает бесхарактерный "Баргузин".

Шоссейный, универсальный и внедорожный протекторы. Почувствуйте разницу. Мы ее почувствовали, когда месили грязь на пару с УАЗом (см. ЗР, 2003, № 6).

Подпишитесь на «За рулем» в