Дайте в руки мне гармонь — журнал За рулем

Дайте в руки мне гармонь

ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ

ТЕХНИКА

наше знакомство

СОЧЛЕНЕННЫЙ АВТОБУС ИЗ ЛИКИНО

ДАЙТЕ В РУКИ МНЕ ГАРМОНЬ

НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

В 60-х годах на улицах больших городов появились венгерские автобусы-"гармошки" "Икарус-180", а с 1973 года — знаменитые "Икарус-280", которые и поныне составляют костяк автобусных парков столицы. Отечественных аналогов особо большого класса раньше не делали, но жизнь заставила. В январе 2003 года на Ликинском автобусном заводе приступили к выпуску ЛиАЗ-6212 вместимостью 180 человек.

ТЯНИ ИЛИ ТОЛКАЙ?

Новый автобус создан на базе ЛиАЗ-5256, разработанного еще 20 лет назад. Тем не менее, наша «гармонь» немногим проигрывает иностранным. Ведь в ней широко использованы высококачественные импортные узлы и агрегаты — без них сегодня не построить такой автобус. К примеру, при расположении двигателя в заднем свесе прицепа тяги или тросы для управления ТНВД и коробкой передач пришлось бы тянуть на 17 метров! Здесь как раз кстати пришлись электронно-управляемые американский дизель «Катерпиллер-CAT-3126» в 300 л. с. и немецкая гидромеханическая коробка «Фойт-DIWA851.3E». Толкающая схема позволяет снизить уровень пола, уменьшить шум и загазованность в салоне, отказаться от более дорогих горизонтальных модификаций двигателя.

Однако у толкающей схемы своя проблема — курсовая устойчивость. Прицеп, напирая слишком рьяно, способен сложить «гармонь» на скользкой дороге. Чтобы не допустить этого, применили электронно-управляемую гидросистему с исполнительными гидроцилиндрами на поворотном круге. Сигнал о начале складывания от его датчиков поступает на компьютер — он уменьшает обороты двигателя.

ГИДРАВЛИКА В «КВАДРАТЕ»

Самый известный у автобусников России — 230-сильный «Катерпиллер-3116» объемом 6,6 л (Евро II). Такие с 1995 года ставят на ЛиАЗ-5256. Известен и их ресурс. В питерском 30-м автобусном парке мотор отходил 680 тыс. км на линейной машине. Сервисмены САТ разобрали ветерана и оценили износ всех сопряжений. Вердикт — желательна замена колец и вкладышей, но и без нее мотор набегал бы еще 200–300 тысяч: ведь даже канавки под верхние кольца в стальных головках поршней не выработались!

Но таскать прицеп этому мотору тяжеловато. Не беда, есть САТ-3126 объемом 7,2 литра и мощностью 300 «лошадей», со столь же внушительным ресурсом. Его система питания HEUI — одна из последних разработок фирмы. Давление в насос-форсунках создается не механически, как обычно, а гидравлически — дополнительным масляным насосом высокого давления. Моторное масло и солярка поступают в две магистрали, проходящие вдоль головки цилиндров. Шесть насос-форсунок соединены с этими магистралями, причем масло проходит масляную полость форсунки и сливается в поддон. По сигналу блока управления в форсунке перекрывается сливной клапан и масло, перемещая ее плунжер, начинает сжимать топливо до 2000 кгс/см2. Теперь сигнал от «мозгов» двигателя идет к электромагнитному топливному клапану форсунки. Сначала впрыскивается около 5% требуемого топлива, и уже в этот раскаленный шар по второму сигналу форсунка досылает оставшиеся 95%. Давление в камере сгорания нарастает плавно: так же постепенно растут и нагрузки на детали. Рабочий процесс схож с предкамерным дизелем, только более экономичный. Отсюда малый расход топлива, выполнение Евро III, ресурс и тихая работа дизеля.

В СВЕТЕ ЕСТЬ ТАКАЯ DIWA...

По Москве даже на юркой «Оке» ездить тяжело, а на длиннющей «колбасе» просто кошмар. Нелегко каждые 15–20 секунд переключать передачи, да и сцепление горит и коробится быстрее, чем на самосвале. Другое дело — гидромеханическая передача (ГМП): она появилась еще в 1967 году на ЛиАЗ-677. Впрочем, львовская ГМП оказалась весьма посредственной — ломалась непредсказуемо, иногда через 30–40 тыс. км.

Немецкий концерн Voith («Фойт») еще с 1986 года пытался найти серьезного российского партнера для изготовления ГМП. Почти половина европейских автобусов ходят с «фойтовскими» коробками, есть филиалы в США, Бразилии, Индии, Китае, а втиснуться на российский рынок — еще более укрепить свои позиции. Казанское моторостроительное объединение с его авиационными технологиями подошло как нельзя лучше. В 1995 году первую партию коробок DIWA установили на ЛиАЗ-5256.

Ресурс их при надлежащем обслуживании миллион километров. Но в отличие от ГМП «Львов-3», где ротор ретардера смонтирован на первом промежуточном валу, здесь тормозит сам гидротрансформатор — так надежнее. Управляет им не отдельный рычажок, как на многих иномарках, а тормозная педаль, что более привычно для водителя. Если замедление недостаточное, включается рабочая тормозная система.

Казанскую ГМП можно состыковать и с другими двигателями, поскольку ее картер выполнен по стандарту SAE. К примеру, с новой «шестеркой» ЯМЗ или длинноходным КамАЗ-740.50, что существенно снижает цену автобуса и упрощает обслуживание.

КУДА ПОВЕРНУЛ, ТУДА И ВЫШЛО

Подвеска ЛиАЗа традиционно пневматическая, унифицирована с ЛиАЗ-5256 — для среднего и заднего мостов одинаковая. По углам Д-образного сварного подрамника-дышла смонтированы четыре пневмобаллона и амортизаторы. Балки мостов соединены с кузовом реактивными штангами. По отзывам эксплуатационников, конструкция прочная и надежная, а у автобуса с ней почти нет клевков при торможении и поперечного крена в поворотах.

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ

Что толку от миллионного ресурса агрегатов, если кузов автобуса через пять лет съест ржа?

Поэтому его фосфатируют дважды: сначала заготовки труб, потом перед грунтованием и окраской — в сборе. Колесные арки, ступеньки и внешние панели у нашей «гармошки» из оцинкованного листа. Способ крепления — сварка. Грунт по оцинковке нужен особый, поэтому закупают «Мобихел», но краска ярославская. Кузов по низу и арки колес обработаны импортным антигравием, да и на фермы мастики не жалеют. Потому и обещают, что дыры в кузове появятся не ранее чем через 10 лет.

В третье тысячелетие отечественные автобусы въехали с полом из бакелитизированной фанеры. Лучшего не придумать — экологически чистый, прочный, водостойкий и недорогой материал. И покрытие легко приклеить. Кстати, автобус без сидений и внутренней обшивки едет в Москву, на Тушинский завод для сборки салона. Насколько лучше настилают пластик пола и надежнее прикручивают сиденья бывшие создатели «Бурана», сказать сложно, но с ликинским салоном «гармонь» была бы подешевле.

...Нажимаю на «D», снимаю с ручника, добавляю оборотов двигателю (его и не слышно) — автобус плавно трогается и медленно ползет к остановке. Пассажиры уже заждались.

С мотором в прицепе.

В ногах правды нет, зато есть вместимость.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые