На мокром месте

НА МОКРОМ МЕСТЕ

Всякий раз, включая "дворник", приходится отвлекаться от управления автомобилем. Почему бы устройству самостоятельно не вступать в работу, а очистив стекло, выключаться? Эта идея - "датчика дождя" - уже реализована на многих зарубежных моделях.

Изучив передовой опыт, на московской фирме "Сети и Системы" создали устройство, кое в чем даже превосходящее аналоги. Ведь кроме дождевых сенсоров, оно получило и грязевой, по сигналу которого включается омыватель стекла. В комплект устройства входят блок управления, реле, соединительный кабель (фото 1). Блок устанавливается на внутренней поверхности стекла (фото 2) в зоне работы щеток, а реле крепится в салоне. Затертое стекло с многочисленными сколами и царапинами, способными обмануть чувствительные сенсоры, лучше заменить новым, чтобы ложные сигналы не вызывали необоснованного срабатывания очистителя. Щетки должны равномерно и плотно прилегать к стеклу, не оставляя разводов, - иначе они будут делать лишние взмахи, тщетно пытаясь полностью удалить влагу.

Датчик дождя встраивается в штатную проводку управления очистителем. При отказе, поломке его несложно отключить - и система очистки перейдет в обычный режим. Программа управления - завода ВЭФ (Рига), за основу взята методика фирмы Valeo.

Установку датчика лучше доверить специалистам. Не случайно производители датчика не спешат его поставлять в магазины запчастей.

Оценить достоинства такого устройства мы смогли, поставив датчики на редакционные автомобили. Первые, осенние впечатления оказались довольно приятными. Когда моросит мелкий дождь, датчик сам определяет, с какой периодичностью перемещаться щетке по стеклу. На усиление дождя реагирует быстрее водителя. Так же он воспринимает и рост скорости автомобиля. Даже мелкий дождик на большой скорости "включит" непрерывный режим работы. Это заложено в программу управления.

В штатной же системе водитель вынужден самостоятельно выбирать нужный режим работы. Найти оптимальный трудно, тем более что брызги от идущих рядом машин все время меняют прозрачность стекла, и водитель, переключая режимы очистителя, поневоле отвлекается.

А вот зимой датчику пришлось солоно! Противоледная "химия" образует на ветровом стекле липкую пленку. Щетки не в силах ее удалить, и хотя стекло кажется почти чистым, сенсоры не обманешь: они получают искаженный этой пленкой сигнал - и блок управления включает щетки... Очиститель работает долго - и зачастую безрезультатно. Днем ехать с грехом пополам можно, ночью же - просто опасно! Конечно, сразу все не предусмотришь, над улучшением алгоритма фирма работает постоянно. Но все же грязь на наших дорогах - проблема поистине глобальная...

Датчиком дождя заинтересовались на ВАЗе. Если испытания пройдут успешно, то с 2005 года он будет выпускаться большими сериями - тогда цена комплекта может снизиться до $10-15. Сегодня при мелкосерийном производстве он обходится в $85.

ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ

Подпишитесь на «За рулем» в