Лебедь, рак и щука

ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА

Задача про "тяжелую ношу" на багажнике "шестерки" вызвала бурные споры читателей. Одни категорически не соглашались с самим условием: нельзя, дескать, грузить больше, чем предписано заводом, - и баста! Другие, напротив, утверждали: такая ситуация встречается очень часто. Одному читателю, по его словам, случалось перевозить пятиметровые доски в люльке мотоцикла "Урал" и на "каблучке".

Недостатка в вариантах не было. Одни предлагали скатить балку по наклонным доскам, прислоненным к багажнику. Но что подходит для бортового грузовика с бригадой рабочих, не всегда удобно в других ситуациях. Багажник намного короче балки, да и перетаскивать ее через бортик все же придется. Более предусмотрительные предложили подстраховаться, придерживая балку за веревку. Кто-то вместо досок использовал лестницу. Что ж, способ хоть и не самый простой, но подходящий.

Другой прием: опрокинуть балку на двух опорах - досках, прибитых к ее торцам. При верном расчете сработает, но с гвоздями вдоль волокон или при ином просчете конструкция сложится, тогда и машине достанется. Многие предлагали сразу затолкать балку в дом, подъехав вплотную к окну. Но всегда ли окна выходят на проезжий тракт? Немало было и тех, кто советовал снимать брус, развернув его на багажнике и оперев одним концом о землю. Для здорового мужика 60-80 кг (половина веса бревна), конечно, по плечу - если не найдется более легкого способа. А в качестве промежуточной опоры предлагали поднятый капот "шестерки", прикрытый тряпочкой, - не жалко же машину!

Было и такое решение: разбортовав колеса и надев на брус автомобильные камеры или покрышки, спустить балку на веревке по борту автомобиля. Или наклонить машину опрокидывателем - и балка упадет сама. Или загнать машину боком на косогор и уронить балку с багажника (и даже вместе с багажником!). Не лучший выход. Кого-то осенило: зачем думать, мужиков звать надо! Один из читателей сформулировал эту идею предельно просто: "Купить бутылку водки, а помощники найдутся".

Среди конкурсантов нашлось немало теоретиков. Чтобы сгрузить балку, надо разогнаться и резко затормозить. "Сам бы я не решился, - добавляет автор письма, - но должно получиться". Правда, по его словам, это вариант "для самых ленивых и нетерпеливых". Но что делать с разбитым стеклом и помятым капотом? Впрочем, немного смекалки и знания физики - и машина будет цела. Привязываем балку тросом длиннее 11 м и разгоняемся до 22,5 км/ч с ускорением 2 м/с. Балка упадет на землю через 0,32 с после отрыва от багажника, не задев автомобиль, - читатель приводит в письме весь расчет с иллюстрациями. Жаль, что он не учел коэффициент трения и не просчитал прочность троса - при рывке нагрузка на него будет значительная. Ну что ж, и ракеты взрывались на старте - расчет полагается проверять практикой.

Многие решение проблемы увидели в прозрачной воде лесного озера. Концы, вернее балку, в воду и вся недолга - от воды не отскочит.

Кто-то предусмотрительно привязывает веревку - так легче выловить балку, а вытащить ее на берег поможет автомобиль. Только вот четкая граница между твердью и водой бывает, пожалуй, лишь на географических картах; вытащить автомобиль из прибрежной глины, что с балкой, что без, одинаково трудно. Да и про то, что скинуть длинную балку, не зацепив автомобиль, совсем непросто, как-то забыли.

Кто-то пошел, вернее поплыл, еще дальше. Нашлось на удивление много читателей, без колебаний предложивших... утопить автомобиль. Один даже советует для смелости "принять на грудь", по русской традиции. "Балка всплывет, - поясняет автор, - вот и решение задачи". Но немало Жюлей Вернов, придумавших целое подводное путешествие: "Плотно закрываем окна и двери, въезжаем в озеро, а когда балка всплывет, потихоньку выезжаем на берег". И впрямь, зачем строить подводные лодки, если их с успехом заменяет автомобиль?

Самый потрясающий способ: распилить брус пополам - так он станет в два раза легче. Как это раньше грузчики не додумались до такого простого решения - ведь затаскивать распиленный шкаф или пианино гораздо проще!

И, наконец, о самой многочисленной части читателей (из которой мы выбрали победителя), решивших задачу наиболее просто и изящно, без гвоздей, жердей и купания в озере. Балку можно подвесить к дереву, стропилам гаража или сарая, воротине, а потом просто выехать из-под нее. Приподнять балку над багажником несложно. Можно обойтись теми же веревками, натянув их покрепче, можно приспустить шины или посадить в машину пассажиров. А можно, как выразился один читатель, выгрузить лишний хлам, а когда балка будет привязана, загрузить его обратно. Сколько же "хлама" в машине, что та проседает под его тяжестью!

Выбрать одно письмо из более чем сотни - нелегко. Во многих из них по нескольку вариантов с занятными рисунками - некоторые здесь публикуем.

На этот раз премия достается Эргееву Вячеславу Николаевичу из Ефремова Тульской области. Поздравляем его!

ЗАДАЧА ВОСЬМАЯ

Николай с сынишкой спешили: отпуск заканчивается, завтра нужно быть дома, ехать далеко. А тут еще похолодало - дождь со снегом, порывы сильного ветра бросали старушку "шестерку" по грязной дороге, "дворники" уже не справлялись с очисткой стекла.

Откуда взялась доска, насквозь пробившая ветровое стекло, осталось загадкой - то ли упала со встречного грузовика, то ли подпрыгнула, подброшенная его колесом. Невезенье? Смотря как оценить. "Бомба" влетела в салон, не зацепив путешественников. Мелкие ссадины от осколков стекла не в счет.

"Как дальше ехать? В такую бурю без "ветровика" сразу задубеешь, а купить новый в лучшем случае удастся километров через двести, когда выедем на большую трассу. Как уберечься от холода и дождя?" - размышлял Николай, вынимая из провисшего уплотнителя остатки триплекса. И придумал. Вдвоем взялись за дело - и вскоре радовались своей находчивости. Старый автомобиль выглядел довольно странно, воздух в салоне посвежел, но с включенным отопителем можно было ехать вполне комфортно.

Что бы сделали вы в таком случае?

Ответ с пометкой "Конкурс" отправьте до 10 сентября 2003 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (095) 207-79-84. Обязательно указывайте полные паспортные данные.

Подпишитесь на «За рулем» в