Самолеты против автомобилей: самые громкие происшествия

Ежедневно в мире происходят тысячи автомобильных аварий, в которых гибнут люди. Но так ли громко говорят о них, как об авиакатастрофах, случающихся не чаще нескольких раз в год? Вспомним самые неоднозначные происшествия, в которых одновременно приняли участие и машины, и самолеты.

По данным исследований агентства Ascend, риск погибнуть в ДТП превышает вероятность летального исхода на авиатранспорте более чем в 60 раз. А уж ситуации, когда самолеты становились причиной ДТП, вообще большая редкость. Расскажем о самых неординарных из них.

Омск: 11 октября 1984 года

Инцидент, произошедший с Ту-154 в аэропорту Омск-Центральный, который следовал транзитным рейсом из Краснодара в Новосибирск, признан крупнейшей авиакатастрофой в истории СССР. Она унесла жизни 178 человек. В сложных метеорологических условиях экипаж дважды уходил на повторный круг, а когда «железная птица» успешно коснулась земли, на ее пути внезапно возникли три большегрузных автомобиля сервисных служб, от столкновения с которыми уйти не удалось. Судя по обнародованной информации с черных ящиков, командир увидел на взлетно-посадочной полосе силуэты, напоминающие собой машины, и даже попытался резко принять вправо, однако авария оказалась неизбежной. Удар был такой силы, что самолет развернуло и мгновенно охватило пламенем.

Позже следствие установило, что виновниками в смерти пяти членов экипажа, четырех сотрудников наземных служб аэропорта и 169 пассажиров (среди них — 21 ребенок) стали диспетчер стартового пункта, выпустивший спецтехнику на поле без светового сопровождения, диспетчер посадки, не проконтролировавший пригодность полосы для принятия воздушного судна, а также руководитель полетов. Все они были приговорены к различным тюремным срокам. Что примечательно, несмотря на столь смертоносные последствия трагедии, нескольким людям удалось выжить. В их числе оказались один пассажир и четыре члена команды, в том числе и сам командир.

Детройт: 16 августа 1987 года

Уникальный по своей сути случай, связанный с крушением самолетов, произошел в США, штате Мичиган. В результате падения крылатой машины на автостраду погибли все находившиеся на борту. за исключением маленькой четырехлетней девочки. В ходе расследования выяснилось, что аварию можно было предотвратить, если бы экипаж не поспешил с преждевременным взлетом. Дело в том, что пилоты McDonnell Douglas MD-82, принадлежавшего авиакомпании Northwest Airlines, не удостоверились в готовности подкрылков к полету (лопасти находились в посадочной конфигурации). Набирая высоту, лайнер стал раскачиваться из стороны в сторону и, резко накренившись влево, зацепил мачту уличного освещения, после чего упал на оживленную дорогу и уперся в железнодорожный путепровод. Происшествие стало последним в жизни шести членов команды и 148 пассажиров, включая 25 детей, так и не попавших в тот злополучный день из Детройта в Феникс. К списку погибших прибавилось два человека с земли – под колеса многотонной махины попали несколько автомобилей. Еще пятеро пострадавших с травмами различной степени тяжести были госпитализированы.

Санкт-Петербург: 19 октября 2011 года

В питерском аэропорту Пулково не поделили дорогу Як-42 компании «Татарстан», готовившийся к вылету в Казань, и «Соболь» технических служб авиаперевозчика «Россия». Самолет, совершая поворот на взлетную полосу, врезался в проезжающий по стартовой дорожке служебный автомобиль. К счастью, никто из пятидесяти человек, находившихся на борту, равно, как и водитель машины, не пострадал. Чего не скажешь о самих транспортных средствах: авиалайнер получил значительные повреждения одного из крыльев, а микроавтобусу серьезно искорежило кузов. Пассажиры были в срочном порядке эвакуированы и после замены судна отправлены к месту назначения. Правда, как сообщили тогда ряду СМИ представители авиакомпании «Татарстан», лететь согласились не все. Некоторые, перенеся стресс, были вынуждены отказаться от перелета. Виновником аварии был признан водитель «Соболя», который в условиях недостаточной видимости, вызванной первым снегопадом, не рассчитал расстояние и угодил под самолет.

Гана: 2 июня 2012 года

Куда более трагические последствия три года назад имела попытка приземления Boeing 727 в Западной Африке. Заходя на посадку в аэропорт Аккра, борт 5N-BJN промахнулся мимо полосы, снес оградительные сооружения и на полном ходу врезался в городской микроавтобус. От большого числа жертв уберегло то, что рейс был не пассажирским, а грузовым. В результате столкновения у самолета оторвались крылья и переломилась хвостовая часть, но все четыре члена экипажа выжили, отделавшись травмами разной степени тяжести. А вот пассажирам наземного транспорта повезло меньше. Раскуроченный всмятку автобус похоронил одним махом десятерых человек. Как выяснилось в ходе расследования, взлетно-посадочная полоса, куда был направлен диспетчером самолет, оказалась для грузового лайнера попросту слишком узкой.

Москва: 29 декабря 2012 года

Одно из самых резонансных крушений произошло в столичном аэропорту Внуково, а продолжилось на Киевском шоссе. Под стать голливудским экшенам, совершая посадку, самолет Ту-204 компании Red Wings, следовавший перегонным рейсом из Чехии в Москву, выскочил за пределы взлетно-посадочной полосы и, пробив ограждение, едва не выкатился на федеральную трассу М3 «Украина». Избежать массовых жертв помогло перекрытие, в которое и врезался авиалайнер. Упавшие на трассу носовая часть и многочисленные фрагменты вмиг перекрыли движение. Обломками были повреждены несколько автомобилей, а одну из машин ударом отлетевшего от авиасудна колеса выбросило на отбойник. Ее водитель получил тяжелейшие ранения, переломы шейных позвонков и сотрясение мозга. Из восьми членов команды, находящихся на борту, четверо погибли на месте и еще один от множественных травм скончался в больнице. Причиной катастрофы стал отказ в системе выпуска воздушных тормозов Ту-204. Пилоты неоднократно пытались перевести реверс в максимальный режим, но техника не реагировала. Сбросить интерцепторы можно было вручную, но воспользоваться этим экипаж уже не успел.

Дубай: 17 февраля 2014 года

Во время подготовки к вылету Airbus A320 «Уральских авиалиний» в международном аэропорту Дубая ОАЭ водитель кейтеринговой службы, перепутав педали тормоза и газа, ударил платформой своего грузовика по фюзеляжу самолета. От столкновения лайнер развернуло на 90 градусов, а телескопический трап терминала отбросило на несколько метров. Стоявшая у открытой двери воздушного судна стюардесса, ожидавшая погрузки запасов продовольствия, упала на землю с пятиметровой высоты, в результате чего получила многочисленные переломы и ушиб головного мозга. Пассажиров в салоне «Аэробуса» не было — в это время они проходили регистрацию. Что любопытно, после наезда шофер грузовика выскочил из кабины и попытался скрыться, но был тут же пойман подоспевшими сотрудниками полиции. В ходе осмотра повреждений самолета эксперты выяснили, что лететь он не может, и рейс, который должен был доставить в Пермь отдохнувших на море пассажиров, был отменен.

Москва: 20 октября 2014 года

И снова аэропорт Внуково. На сей раз в борьбу за взлетное поле ввязались небольшой частный самолет главы концерна Total Кристофа де Маржери и крупногабаритная снегоуборочная машина. При взлете Dassault Falcon 50 французского бизнесмена стойкой задел автомобиль и перевернулся. В результате происшествия погибло три члена экипажа и сам нефтяник. В ходе проверки выяснилось, что снегоуборщик находился в состоянии алкогольного опьянения. Правда, эксперты не исключают, что в случившемся могут быть виноваты и сами летчики, допустившие из-за непогоды ошибку при пилотировании.

Подпишитесь на «За рулем» в