Наука заряжать — журнал За рулем

Наука заряжать

НАУКА ЗАРЯЖАТЬ

/ИСТОЧНИКИ ПИТАНИЯ

НАУКА ЗАРЯЖАТЬ

О ВЫБОРЕ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

ТЕКСТ / ВЛАДИМИР ЯГНЯТИНСКИЙ, К.Т.Н. 

Чтобы правильно выбрать новую аккумуляторную батарею, есть два пути: всецело и без оглядки довериться «знатоку» или рассчитывать на собственные знания. Тем, кому по душе второй путь, предназначено все сказанное ниже.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ СТАНДАРТЫ

Для начала нужно определиться с емкостью и полярностью батареи, не забывая и о токе разряда. Чем он выше, тем лучше пусковые свойства батареи, что особенно важно зимой. Однако, сравнивая токи, названные производителями, следует помнить, что их могут указывать в двух различных стандартах. В российском ГОСТ 959–91 и немецком DIN 43539 (часть 2) указан ток разряда при температуре минус 18°С, когда напряжение на 30-й секунде разряда будет не ниже 9 В. Показатели стандарта США — SAE J537 и нового стандарта Евросоюза EN называются током холодной прокрутки и определяются как ток, при котором напряжение на 30-й секунде (SAE) или 10-й секунде (EN) разряда будет не ниже 7,2 и 7,5 В соответственно. Батарея размером со стандартную «жигулевскую» не может иметь ток разряда по ГОСТ или DIN больше, чем 275 — 300 А. Поэтому надпись 400 — 430 А означает, что ток указан по SAE или EN.

Отношение тока холодной прокрутки к току разряда по ГОСТ для современных батарей составляет 1,6–1,7. С 01.01.2002 в России вступит в действие новый стандарт, согласно которому и на отечественных батареях будет указываться ток холодной прокрутки по EN.

КАКИЕ БЫВАЮТ БАТАРЕИ?

Новые батареи, как известно, выпускают двух видов: сухозаряженные, или залитые, и заряженные. Производство и реализация незаряженных батарей не допускается. Залитые и заряженные готовы к использованию сразу после изготовления, но, поскольку до продажи проходит некоторое время, перед началом эксплуатации их желательно подзарядить. Срок хранения залитых батарей, как правило, ограничен и в зависимости от применяемых сплавов составляет от 6 (для малосурьмяных сплавов) до 18 (для кальциевых) месяцев без потери общего ресурса. Сухозаряженные батареи предназначены для более длительного хранения — от 3 до 5 лет. При этом в течение первого года после изготовления такие батареи должны соответствовать определенным требованиям по разрядным характеристикам, снимаемым через 20 мин после их заливки электролитом без подзаряда. По истечении года подзаряд уже обязателен. В целом же для лучшего начального состояния батареи и продления срока ее эксплуатации рекомендуется подзаряжать перед установкой на автомобиль любую батарею.

ДЕЛАЕМ «ЗАРЯДКУ»

Можно ли применять батарею большей емкости, нежели «родная»? Генератор справится с зарядом любой батареи, если глубина ее разряда невелика. Другое дело, если по каким-то причинам она «подсела» основательно — в этом случае ее необходимо зарядить от внешнего источника, особенно если батарея «больше» штатной. Для этих целей выпускают устройства, реализующие заряд постоянным током, постоянным напряжением или же комбинированный заряд.

Заряд постоянным током производится, как правило, при токе, равном 0,1 от величины номинальной емкости батареи. Критерием окончания заряда может служить постоянство плотности электролита и постоянство напряжения на выводах батареи в течение последних 2–3 часов заряда. Конечная плотность электролита для средней полосы составляет 1,26–1,28 г/см3. Для современных батарей важно, чтобы напряжение в конце заряда было не менее 16,0–16,4 В.

Заряд при постоянном напряжении, как и комбинированный, обычно реализуется в автоматических зарядных устройствах. Этот режим целесообразно применять для батарей без пробок для доливки дистиллированной воды. Процесс заряда в этом случае продолжительнее, чем при постоянном токе, но малая величина тока не приводит к интенсивному «кипению» электролита.

Комбинированный заряд состоит из двух этапов. На первом заряд батареи на 50–60% происходит в форсированном режиме при постоянном напряжении, окончательный же идет при токе, равном 0,05 от емкости.

А как насчет полностью необслуживаемых батарей? Условие такое — электрооборудование вашего автомобиля должно быть исправным! Напряжение на выводах батареи при работающем двигателе — 13,9–14,1 В; если же оно будет ниже, то степень заряженности батареи не обеспечит надежного пуска холодного двигателя. Кроме того, длительная эксплуатация недозаряженной батареи приведет к усиленной сульфатации электродов и снижению ее работоспособности. А при температурах ниже минус 25°С батарея, разряженная более чем на половину, может просто замерзнуть. В случае перезаряда происходит разложение воды. При этом выделяющийся на положительной пластине кислород ускоряет коррозию решетки. Кроме того, падает уровень электролита и увеличивается его плотность, что также снижает срок службы батареи, наконец, оголяются верхние кромки пластин и под крышкой скапливается большой объем взрывоопасной смеси.

Современные необслуживаемые батареи более устойчивы к перезаряду, чем традиционные аккумуляторы. При этом чем меньше содержится в сплаве сурьмы, тем лучше батареи «терпят» повышенное напряжение.

ЕЩЕ НЕМНОГО ТЕОРИИ

Современные необслуживаемые батареи условно можно разделить на три вида: с малосурьмяными (менее 2,5%) сплавами электродов, гибридные батареи (положительный электрод — малосурьмяный, а отрицательный — свинцово-кальциевый) и батареи, у которых все электроды изготовлены из свинцово-кальциевого сплава. У первой группы батарей расход воды примерно 4–6 г/А.ч, они теряют около 45–50% емкости за 8 месяцев бездействия за счет саморазряда. Именно к этой категории относятся все отечественные аккумуляторы. У гибридных батарей расход воды составляет 1,5–2 г/А.ч, а потеря емкости от саморазряда равна примерно 50% за 11–12 месяцев. Наконец, последняя группа батарей гарантирует 1 г/А.ч, поэтому они выпускаются без пробок. Саморазряд таких изделий — менее 50% за 18 месяцев. Следует помнить, что после двух-трех глубоких разрядов их емкость снижается вдвое, а восстановить ее невозможно (вот почему их рекомендуют использовать только на иномарках со стабильной системой электрооборудования). Для устранения этого недочета в свинцово-кальциевый сплав добавляют серебро.

Гарантийной замене подлежат батареи с дефектом изготовления — обрывом электрической цепи вследствие некачественной сварки, внутренним замыканием из-за поломки или смещения сепаратора, поломкой полюсных мостов и т. п. Поэтому не воспринимайте термин «необслуживаемая» как руководство к бездействию и регулярно контролируйте электрооборудование вашей машины. Степень заряженности батарей с пробками проверяем ареометром, а при отсутствии пробок — косвенным путем по величине ЭДС согласно приведенной таблице. При этом измерять ЭДС необходимо не ранее чем через 8 часов после выключения двигателя — лучше всего это делать утром после ночного «отдыха» машины. z 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...