Игра на опережение

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

/АЛЬЯНСЫ И КОРПОРАЦИИ

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

ЗАЧЕМ КРУПНЫМ ФИРМАМ «МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ»

ТЕКСТ/ ФЕДОР МАСЛОВ

Наверное, не нужно объяснять – чем крупнее предприятие, тем сложнее им управлять. Требуется большая согласованность в технической и маркетинговой политике, инженерных разработках и т. д. Все это вызвало к жизни инженерные центры – эдакий мозг фирмы. В одном из таких нам недавно удалось побывать.

КАКИМ МЕСТОМ ВЫ ДУМАЕТЕ?

Технический, инженерный и лабораторный центр компании «Тексако», одной из крупнейших нефтеперерабатывающих корпораций в мире, находится в Бельгии, в городе Гент. Оказавшись здесь, непременно обращаешь внимание на огромное количество вроде бы чужих логотипов. Это совместные предприятия – альянсы «Тексако» с другими крупными компаниями. В России – СП ТНК-Тексако, в других странах – фирмы «Калтекс» (СП с «Шевроном»), «Эквилон» (с «Шелл»), «Артеко» (с «Эльф») и ряд других. Вот и думай потом, кем приходятся друг другу крупные нефтяные компании – конкурентами или коллегами? Понять масштабы сотрудничества помогают цифры. Например, дочерняя фирма «Калтекс» сама по себе транснациональная корпорация, которая функционирует в 65 странах.

В чем выгода от сотрудничества? В возможности действовать по всему миру. Неважно, в какой точке земного шара тот или иной производитель решит продавать автомобили. Договор о стратегическом партнерстве с гигантом нефтепереработки обеспечит ему и его клиентам оказание услуги всегда и везде. Очевидно, что между техническими центрами «Тексако» (у фирмы их три) и всеми совместными предприятиями осуществляется постоянное сотрудничество. Эти же центры берут на себя львиную долю научных разработок, ведут маркетинговую и другую работу, обеспечивая успех на рынке головной фирме и множеству компаний-сателлитов.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Каждая компания выбирает свои приоритеты: с кем сотрудничать, как представлять свой товар на рынке и т.д. «Тексако» ставит во главу угла альянсы с автопроизводителями. В результате каждый четвертый в мире автомобиль, сходящий с конвейера, заправлен хотя бы одним продуктом «Тексако». Это обеспечивает не только и не столько стабильный спрос. Мировые автомобилестроители определяют требования ко всем техническим жидкостям, в том числе перспективным. Стало быть, компания, попавшая «в струю», получает возможность разрабатывать новинки раньше, чем на них появятся стандарты, – эдакая игра на опережение. Кроме того, курс на увеличение срока службы технических жидкостей приводит к относительному сокращению их потребления в эксплуатации, значит, с каждым годом попадание на конвейер становится все более выгодным.

БУДУЩЕЕ

Жесткие экологические рамки заставляют автопроизводителей предъявлять к моторным маслам специфические требования. Одна из странных, на первый взгляд, тенденций – снижение их вязкости. Почти все современные моторы проектируют под масло 5W30; поговаривают даже о вязкости 0W20 (по данным «Тексако», мода на нее придет к 2005 году). С чем это связано? В первую очередь – с энергосбережением (читай, экономией топлива). На режиме холостого хода и малых нагрузок работа на «жидком» масле может дать эффект до 5–7%. Не последнюю роль оказывает снижение вязкости и на пуск двигателя – современные экологические нормы обязательно учитывают его выбросы в первые минуты работы.

Особняком стоит требование к сроку службы масла. В обозримом будущем периодичность его замены на американских автомобилях может достичь 10–15 тыс. миль, на европейских – 50 тыс. км. Все больше специалистов склоняется к тому, что выполнить столь жесткие требования минеральным маслам будет не под силу. Поэтому наиболее вероятно, что роль самых ходовых масел в скором времени будут играть гидрокрекинговые продукты. Что ж, поживем – увидим. z

Подпишитесь на «За рулем» в