Тонкости отсева — журнал За рулем

Тонкости отсева

ТОНКОСТИ ОТСЕВА

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ЭКСПЕРТИЗА

ТОНКОСТИ ОТСЕВА

МАСЛЯНЫЕ ФИЛЬТРЫ ДЛЯ «САМАРЫ»

ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ

Масляные фильтры — товар ходовой и в продаже десятки их наименований. Какой же купить, чтобы пришелся впору и служил на совесть?

Для экспертизы мы выбрали самый популярный у нас тип — «маленький». Про него пишут «для Самары» или «2108» (годится он и для «жигулей»). Купили. Двадцать четыре штуки — по паре от каждого производителя.

Сперва, как водится, изучили надписи на коробках. Понять, что для чего, оказалось непросто. По вазовскому каталогу «Самаре» нужен фильтр 2105–1012005. Но такое обозначение есть только у DYNAMAX, CHAMP, Consol, ЛААЗа и «Универсала». FRAM замаскировал его группой цифр. При этом DYNAMAX «восьмерку» или «Самару» в список применяемости не внес. А CHAMPION, FRAM и SCT взамен указали конкретные модели автомобилей и двигателей (в том числе 2108), на которые можно их ставить. «Невский» замахнулся на все «лады» и «жигули». «Спектрол», судя по надписи, годится на любые моторы рабочим объемом до 2500 смз. Такой подход настораживает, ибо характеристики фильтра (площадь поверхности фильтрующего элемента, сопротивление, давление открытия перепускного клапана) вряд ли смогут удовлетворить всех.

Ссылок на технические условия, которым фильтры должны соответствовать, на этикетках нет; впрочем, судя по значкам, сертификацию прошли все, кроме CHAMPIONа.

Уплотнительные прокладки всех фильтров целы, из канавок не выпадают, внутри ничего не гремит. Через центральное отверстие видны перепускные клапаны, а через радиальные — резинки противодренажных.

И вдруг — сюрприз. CHAMPы оказались разными, хотя покупали их как два экземпляра одной модели.

Кстати, высота для «Самары» — вещь принципиальная. Излишне длинный может быть срезан валом привода колеса при сжатии подвески. За эталон приняли ЛААЗ — его разрабатывали специально для переднеприводников. Выше вымахал лишь DYNAMAX.

После осмотра специалисты проверили покупки на соответствие ОСТ 37.417–90, с учетом опыта подбора фильтров для моторов ВАЗа. Результаты сведены в таблицу. К ним — некоторые пояснения.

Важность противодренажного клапана трудно переоценить — именно он на стоянке не дает маслу стекать из каналов двигателя в поддон. Безоговорочно хорошими по этому параметру оказались «Универсал», ЛААЗ, FRAM, CHAMPION, Consol и ТНТ. Остальные показали нестабильные результаты — один экземпляр держит, второй — нет.

Все фильтрующие элементы, за исключением тканевого орского, — бумажные (фото 13). Для потребителя это не важно — были бы герметичны. Иначе грязь пойдет в обход. Проверку выдержали только элементы «Спектрола», Consol, «Универсала», FRAM, CHAMP и CHAMPION.

Площадь поверхности фильтрующего элемента определяет ресурс фильтра. Чем она больше, тем лучше. Для наших условий приемлемым можно считать 1100–1200 см2, хорошим — около 1800 см2. Если площадь менее тысячи «квадратов», жизнь фильтра будет короткой. Так что CHAMP, STS и DYNAMAX могут не дотянуть до замены.

С полнотой отсева и его тонкостью понятно: первая по ОСТ должна быть не менее 25%, а чем меньше размер задерживаемых частиц, тем лучше. Поскольку часть элементов оказалась негерметичной, эти параметры проверяли на вырезанных из них образцах. Самые мелкие частицы (35 мкм) задерживает «Тосол-Синтез», самый «дырчатый» (52 мкм) — FRAM.

Для определения других параметров оставшихся дублеров «прогнали» на стендах.

Специалисты знают, что для моторов ВАЗ величина давления открытия перепускного клапана — 0,6–0,75 кгс/см2. Если ниже — клапан может открыться даже на прогретом моторе при резком нажатии на газ и вся накопленная грязь пойдет в двигатель. Кроме того, чем выше сопротивление фильтра и чем раньше открывается клапан, тем ниже грязеемкость — ресурс фильтра. Слишком поздний перепуск при грязном фильтре и изношенном масляном насосе приведет к масляному голоданию. Впрочем, на иномарках давление порой увеличивают до 1,5–2 кгс/см2, но при этом учитывают особенности системы смазки конкретного мотора (соотношение расходов масла на фильтре и насосе), самого фильтра и масла. Ставить такой на «Самару» или «Жигули» опасно — зимой детали могут остаться без спасительной порции смазки. Поэтому для нас можно считать разумной «вилку» 0,7–1,0 кгс/см2. В нее укладываются «Универсал», ЛААЗ, FRAM, CHAMPION, STS и оба CHAMP.

Чтобы фильтр жил долго и не «душил» систему смазки, его гидравлическое сопротивление должно быть небольшим. Оказалось, у всех оно почти в три раза меньше допустимых 0,3 кгс/см2.

Напоследок проверили способность фильтров держать перегрузку, подав в них масло под давлением 15 кгс/см2. Такое иногда случается при зимнем пуске. У «Спектрола» и DYNAMAX выдавило уплотнительные прокладки — это неприемлемо.

Итак, из двенадцати фильтров формально годными оказались всего пять: «Универсал» из Орска, FRAM, CHAMPION, Consol и «большой» СНАМР. Утверждать, что они будут исправно трудиться от смены к смене, не беремся — ресурс фильтров определяют автозаводы, а отметок одобрения (например, от ВАЗа) нет ни на одном из пяти.

И как же выбрать фильтр? Первая рекомендация — избегайте случайных покупок. Совсем дешевые изделия с Востока лучше не брать. Ведь клей и бумага хорошего качества практически везде одной цены. Обращайте внимание на надписи на корпусе или упаковке. Естественно, там должен быть двигатель вашего автомобиля и срок службы. Для «самар» надо не меньше 15 тыс. км — величина межсервисного пробега. Те, что рассчитаны на 10 тыс., подойдут лишь на «классику». Но вполне можно доверять и тем, кто пишет «Смена фильтра при каждой замене масла». И последнее — производитель качественного товара не должен стесняться своего адреса на упаковке.

1. Spectrol.

Цена / 43 руб. 50 коп.

Изготовитель — промышленная группа «Спектр-Авто». Адрес: Москва, а дальше, к сожалению, а/я. Показания к применению (на корпусе) самые широкие, но не конкретные. Кроме этого, типовая инструкция — слить, удалить, смазать, ввернуть, довернуть. Менять фильтр при каждой смене масла.

2. ТНТ.

Цена / 50 руб.

«Используется для Лады» — это в переводе. Обозначение NF-05-М покупателю ни о чем не говорит. На корпусе инструкции на двух языках и рекламный (после перевода иначе не назовешь) текст по-английски. Об изготовителе ни слова, а реклама твердит, что этот «oil filter» сделан из высококачественных германских материалов по итальянской технологии. И не важно, кто и где изготовил. Нам бы хотелось поконкретнее. Зато неведомый производитель честно предупредил о необходимости замены фильтра каждые 10 000 км. Чаще — можно. Процесс замены продублирован пиктограммами.

3. DYNAMAX.

Цена / 36 руб.

Сделан в Корее. На коробке — вазовский каталожный номер 2105–1012005. На самом фильтре внутренняя полость заклеена пленкой — посторонним предметам, не нарушив ее целостность, туда не попасть. Надписи (по-английски) на корпусе лаконичны — только инструкция по замене.

4. SCT.

Цена / 56 руб.

Тип SM101. В фирменный овал вписано «GERMANY». Непонятно, это — страна-изготовитель или просто часть названия фирмы? Указанная на коробке применяемость широка, но конкретна — перечислены и «самары». А вот гарантийный срок эксплуатации (18 месяцев или максимум 12 тыс. км пробега) почему-то спрятан на дне коробки. На самом фильтре — только инструкция по замене, в том числе по-русски.

5. СHAMPION C130.

Цена / 73 руб.

Коробка расписана информацией на семи языках, как старый пират татуировкой. Фильтр родом из Италии, даже адрес указан. Пригоден для всей гаммы моделей вазовских машин. На корпусе — только «Made in EU» и пиктограммы, дублирующие инструкцию по установке. Срок службы не указан.

6. FRAM PH 5822.

Цена / 63 руб.

Сделано в ЕЕС(?). Ныне это, пожалуй, становится типовой надписью. Интересующие нас модели ВАЗа в списке применяемости на коробке присутствуют. Инструкция по замене есть и на коробке, и на корпусе, но когда менять — неизвестно.

7. CHAMP LS100.

Цена / 67 руб.

Слов на коробке много, но важно, что этот фильтр «замещает Ладу 2105–1012005». Срок службы не указан, хотя на четырех языках покупателя заверяют, что «Наши фильтры — это изделия высокого качества, при использовании наших фильтров сохраняются гарантии производителей двигателя и автомобиля». Интересно, означенные производители об этом ведают? На корпусе фильтра, кроме марки, только пиктограммы процесса замены.

8. Consol.

Цена / 70 руб.

Самая лаконичная информация: «Фильтр очистки масла 2105–1012005», знак сертификации, пиктограммы процедуры замены. И все! Дружок, ты какого роду-племени?

9. ЛААЗ.

Цена / 34 руб.

ОАО «Автоагрегат», Ливны, Россия. Все скромно, но понятно: полный адрес, каталожный номер 2105–1012005, список применяемости (включая ВАЗ), инструкция по установке, срок службы «менять при замене масла».

10. «Невский».

Цена / 34 руб. 50 коп.

Изготовители из Санкт-Петербурга. Фильтр рекомендован НАТИ к использованию на автомобилях российского производства. Срок службы — до смены масла. Использовать для «Лады/Жигулей» всех моделей. Сделано для ЕЕС(?) из высококачественных германских материалов. Причем даны аналоги других известных фирм.

11. «Универсал».

Цена / 45 руб.

Фильтр очистки масла повышенной грязеемкости 2105-1012005-УГ-ОМЗ. ОАО «Ормез», Орск. Написано коротко и понятно, как фильтр менять и когда — через 15 000 км. Внутренняя полость закрыта пробкой. Информация исчерпывающая и без выкрутасов.

12. Фильтр очистки масла ТС-05-М.

Цена / 40 руб.

Компания «Тосол-синтез». Понятно, что соотечественник, но где именно он синтезирован и для кого? Рекомендовано заменять фильтр при смене масла, процесс иллюстрирован словами и пиктограммами.

13. Фильтрующие элементы

слева — тканевый фильтр «Универсал», справа — «типовой» бумажный.

НАША СПРАВКА

Гидравлическое сопротивление фильтра — разность давлений до и после фильтра с незагрязненным фильтрующим элементом при номинальном расходе масла.

Полнота отсева — количество задержанной грязи, выраженное в процентах.

Тонкость отсева номинальная — размер частиц загрязнителя, для которых полнота отсева равна 95%.

Давление начала открытия перепускного клапана — давление, при котором появляется течь масла через перепускной клапан, превышающая 0,5% номинального расхода через фильтр.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МАСЛЯНЫХ ФИЛЬТРОВ

Герметичность Площадь Полнота Номиналь- Давление Начальное Герметичность

противо- фильтрую- поверхности отсева, % ная тонкость начала от- гидравли- фильтра при

дрена- щего эле- фильтрую- отсева, крытия пере- ческое давлении

жного мента щего эле- мкм пускного сопро- 15 кгс/см2 

клапана мента, см2 клапана, тивление,

кгс/см2 кгс/см2 

«Спектрол» + — + — + 1199 40 43 0,40 0,09 —*

ОМЗ + + + х/б 44 40 0,80 0,13 +

«Тосол- — + — 1183 51 35 0,35 0,12 +

синтез"

«Невский» + — — 1166 50 37 0,47 0,12 +

ЛААЗ + + — 1720 50 37 0,80 0,13 +

FRAM + + + 1087 30 52 0,70 0,14 +

CHAMP + — + 806 41 42 1,00 0,12 +

CHAMPION + + + 1115 37 45 1,00 0,13 +

SCT — + — 694 37 46 0,70 0,13 +

Consol + + + 1071 37 45 1,10 0,12 +

THT + + — 1166 35 48 0,65 0,13 +

DYNAMAX — — — 432 39 44 0,50 0,13 —**

Примечание: «+» — испытание выдержано, «-» — испытание не выдержано. * Выдавило уплотнительное кольцо при давлении 13,5 кгс/см2. **Выдавило уплотнительное кольцо при давлении 10 кгс/см2.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Архивная статья
Количество просмотров11183
Оцените материал
0:0
Загрузка...