Слово имеет защита

СЛОВО ИМЕЕТ ЗАЩИТА

ТЕХНИКА

/КОНСТРУКТОР

СЛОВО ИМЕЕТ ЗАЩИТА

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НА ВАШ СУД СИСТЕМУ ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

РИСУНКИ / КОНСТАНТИН ГАРМАТЮК

Безопасность, к сожалению, не является приоритетом для российского автолюбителя при выборе машины. Другое дело скорость, экономичность, вместимость, особенно - цена. И все же не будем экономить, "разрабатывая" комплекс безопасности нашего "лучшего автомобиля для среднего россиянина 2005-2010 гг.". В противном случае, простите за грубый аргумент, на машинах следующего поколения ездить будет некому...

Собственно, именно устройства, обеспечивающие безопасность, лучше всего показывают разницу между понятиями "современный" и "российский". Дело не только в том, что на наших машинах нет АБС или подушек (даже как опции!). Мы просто оказались не готовы к такой заботе: даже покупая иномарку, зачастую предпочитаем отказаться от "лишней обузы".

Это столь же легко объяснимо (многие и ремни безопасности считают удавками), сколь и неправильно. Все-таки самые бесспорные - статистические - аргументы неумолимо свидетельствуют в пользу ремней (снижают риск серьезных травм более чем наполовину), подушек (еще до 20%), боковых "занавесок". А потому нашу машину даже в базовой версии мы снабдим необходимым набором защитных средств.

НАДУВНОЙ АРСЕНАЛ

Чтобы не изобретать велосипед, посмотрим на аналоги. Все современные иномарки, успешно прошедшие крэш-тесты EuroNCAP, оснащены "эйрбэгами". Наши одноклассники (класс В или "супермини") не исключение: " Ауди А2", "Мини", " Peugeot 206", " Рено Клио", " Фольксваген Поло", " Шкода Фабия" (!) получили четыре звездочки из пяти возможных благодаря, в том числе, надувным подушкам (ЗР, 2002, № 1, 7).

Спасать водителя и переднего пассажира от перегрузок при фронтальном ударе поручим мешкам, спрятанным в ступице руля и панели приборов. В спинках передних сидений разместим надувные емкости, которые защитят грудную клетку седоков, если удар пришелся в бок. Поучим подушки безопасности уму-разуму: пусть надуваются быстро, но поэтапно, в зависимости от силы, направления удара и массы седоков. Да и всегда ли нужно выстреливать всему арсеналу? Такое усложнение системы, разумеется, скажется на стоимости, но может принести и выгоду. Во-первых, при несильных ударах снижается риск зазря получить со всего маху по лицу. Во-вторых, если попали в аварию в одиночку, не нужно тратиться на замену пассажирского "эйрбэга". А порой для спасения хватит лишь фронтальных подушек.

Итак, в минимальной комплектации установлены четыре подушки. Этого хватит, чтобы оградить двух седоков от серьезных неприятностей. Но безопасности много не бывает: на заказ предлагаем длинные "батоны", надувающиеся вдоль боковых окон на уровне головы передних и задних пассажиров. Последним адресуем новинку - умные надувные ремни "Смарт белт". Пока подобные устройства опробованы в авиации, но через несколько лет они, вероятно, спустятся с небес на землю.

Напоминаем: подушки эффективно работают только вместе с ремнями безопасности!

ПРИСТЕГНИТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!

Казалось бы, ну что "проектировать" ремни? Взять готовые от "Жигулей", и вся недолга! Однако, мало меняясь с виду, ремни в последнее время серьезно совершенствовались. Мы, разумеется, выберем самые современные. Случится авария - пиропатрон затянет на водителе пояс, фиксируя его на сиденье; при достижении значительных перегрузок сработает ограничитель усилия, отпуская водителя в объятия раскрывшейся подушки. Кстати говоря, преднатяжители и ограничители также стали хорошим тоном среди новинок класса "супермини", перечисленных выше.

Обязательно предусмотрим регулировку верхней точки ремней по высоте: лента не только не натрет шею (хотя и это важно), но и не травмирует при ДТП.

Оглядим салон: ничего не забыли? Ах да, позаботимся о самых маленьких пассажирах: включим в список дополнительного оборудования замки "Изофикс" для надежного крепления детского сиденья непосредственно к кузову.

ЖЕЛЕЗНЫЕ АРГУМЕНТЫ

Разумеется, пассивная безопасность обеспечивается в первую очередь конструкцией кузова. Зоны деформации, жизненное пространство, брусья в дверях - опустим эти важные, но уже не раз описанные подробности. На повестке дня - безопасность пешеходов. Увы, ситуация здесь, прямо скажем, нерадостная: не так давно в методику EuroNCAP включили новые тесты, которые показали, что "большая и лучшая часть человечества" в опасности! Одна-две звездочки из четырех возможных - вот все, на что способны современные машины В-класса. Попробуем их обогнать!

Сделаем спасительный зазор между деталями мотора и закрытым капотом, благо, выбранная компоновка (привет оппонентам!) позволяет переместить крышку мотоотсека повыше. Передок машины по возможности сгладим, чтобы при коллизии снизить риск травм: никаких "кенгурятников", "дворников" на фарах и выступающих эмблем! По кромке бампера пустим широкую резиновую полосу: хоть немного сгладит удар.

Увы, капот короток, так что вероятность удариться головой в лобовое стекло, особенно на больших скоростях, все равно остается. Меры, чтобы предотвратить опасный удар, существуют... но сегодня они скорее из области экзотики (ЗР, 2002, № 2). Поэтому пока поставим точку.

Ваша честь, господин потребитель! Аргументы защиты - "разработанные" устройства пассивной безопасности. Впереди еще много работы, однако предлагаем отвлечься от технических подробностей: пора "пощупать" и подготовить рынок. Через месяц поговорим о технологии маркетинга и рекламы... и убедим вас, что этот автомобиль - действительно самый лучший!

В базовой комплектации - фронтальные и боковые подушки для водителя и переднего ассажира, трехточечные ремни с преднатяжителями и ограничителями усилий.

К разработанным ранее системам и агрегатам добавились средства безопасности. В следующий раз организуем рекламную кампанию нашего автомобиля.

За дополнительную плату задних пассажиров будут удерживать надувные ремни "Смарт белт", изготовленные фирмой "Гудрич" (BF Goodrich).

Подушка, "выстреливающая" из ремня, пока только проходит испытания. Попадет ли она на серийные автомобили, выяснится позже.

Подпишитесь на «За рулем» в