Моторы с алтая

МОТОРЫ С АЛТАЯ

ТЕХНИКА

/ПЕРСПЕКТИВА

МОТОРЫ С АЛТАЯ

"БАРНАУЛТРАНСМАШ" ГОТОВИТСЯ ВЫПУСКАТЬ 1,8-ЛИТРОВЫЙ ДИЗЕЛЬ

Леонид Новиков: "Наш дизель должен понравиться автомобилистам".

ТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН

ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ

Перед командировкой в Барнаул мне довелось познакомиться с дизельной "четверкой" - VAZ 21048, проходящей ресурсные испытания в НТЦ ВАЗа. Этот вариант с атмосферным дизелем ВАЗ-343 - 1,8л еще не доработан по шуму выпуска (конструкторы "Барнаултрансмаша" уже создали другой, но до Тольятти он пока не "добрался"). Впрочем, оценить основные ездовые качества можно и на этом образце.

В салоне, кроме меня и вазовского испытателя, "сидят" три наливных манекена, имитирующих полную нагрузку. Главная передача у этой "четверки" - самая "длинная" из тех, что есть у "классики", с передаточным отношением 3,9. Такое изменение логично - ведь мощностные показатели мотора возросли. Кстати, в связи с увеличением рабочего объема дизеля установили аккумулятор повышенной емкости - 65 А.ч и более мощный генератор. Его позаимствовали у впрысковой "Нивы" VAZ 21214.

Поехали! Очень короткие первая и вторая передачи. Чуть медленнее "перебираю" третью, четвертую и выхожу на пятую. Уже с 50 км/ч (на тахометре при этом полторы тысячи оборотов) на ней едем вполне уверенно и даже немного ускоряемся. Приноровившись к характеристикам дизеля, можно легко оставлять позади бензиновых родственников.

Выбираемся на шоссе. Машина уверенно держит заданную скорость, практически не реагируя на рельеф местности. В иной подъем "зажигалка" (с бензиновым двигателем) не то что четвертой - третьей передачи запросила бы. А дизелю хоть бы что, идет на пятой.

Теперь о шуме. Пока обороты мотора не перевалили за 2500, его уровень в салоне вполне привычный. При этом на IV передаче скорость 70 км/ч, на V - около 80. Лишь на рычаге коробки передач ощущается легкий "дизельный зуд". На трех тысячах (около 100 км/ч) шумно, но терпимо. Еще через 500 об/мин (чуть больше 110) наступает предел, выше которого салон наполняется гулом. Понятно, что с таким шумом надо бороться.

Трансмиссия, рассчитанная на резвые бензиновые двигатели, для низкооборотного дизеля "коротка". Похоже, главную пару можно "удлинить" до 3,5 (и для снижения шума будет полезно). Да вот беда - при существующих габаритах редуктора конструкция получается ненадежной. Остается "растягивать" ряд в коробке передач. Сегодня на ВАЗе он только один, ориентированный на бензиновый мотор.

ДИЗЕЛЬ

"ТЫСЯЧА ВОСЕМЬСОТ"

О нем и о перспективах изготовления двигателя ВАЗ-343 на "Барнаултрансмаше" рассказал его новый технический директор Леонид Новиков - выходец с ВАЗа, где работал ведущим специалистом по дизельной тематике. Но для начала сделал "упреждающий" маневр - дал опробовать машину с доработанной системой впуска. Совсем другое дело! Теперь, не рискуя оглохнуть, можно безболезненно крутить мотор во всем диапазоне. Конечно, бесшумным он не стал - слышно, что дизель. Но эффект налицо! Осталось прежнее желание "растянуть" трансмиссию.

- Но это уже задача для производителей автомобилей, которые будут устанавливать дизель на свою машину, - говорит Новиков. - А наша - в этом году сертифицировать новый мотор и выпустить пилотную партию 25 штук. В следующем мы планируем сделать уже 500 таких двигателей, а в 2004-м - 2,5 тысячи. Надеемся, с освоением дизеля 1,8 у "Барнаултрансмаша" откроется второе дыхание. Новые моторы в турбоварианте подойдут и на "нивы" любого размера, и на мини-вэн VAZ 2120. Наверняка ими заинтересуется и фирма "БРОНТО" - банковским "броневичкам" дизель никак не помешает, и "ВАЗинтерсервис" со своими полурамными пикапами.

А еще планируем поставлять "343-й" мотор сызранской "РосЛаде", думаем о дизелизации ИЖа. Для начала попробуем "полторашку" (ВАЗ-341 - 1,5 л), затем "атмосферник" 1,8, а для полноприводного автомобиля будет в самый раз его турбоверсия.

Но сфера наших интересов не ограничена только автомобилями - на испытаниях дизель-генераторные установки. С полуторалитровым мотором мощность такой установки - 16 кВт, с атмосферным "343-м" - уже 24, а наддувным 3431 - 30 киловатт. Есть и "речная" полуторалитровая модификация для катеров, она уже пользуется хорошим спросом.

ОТ ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ - К ТРИДЦАТИ

Компания СОК, купив завод дизелей, пытается вдохнуть в него новую жизнь. Определена главная линия "Барнаултрансмаша" - повышение качества продукции и снижение себестоимости. Обе задачи взаимосвязаны, а их решение возможно только при переходе от нынешнего, мелкосерийного производства к более высокотехнологичному серийному.

Сегодня потенциал завода - 3,5 тысячи дизелей в год. Но до сих пор, работая только в одну смену, он производит 1,5 тыс. шт. - больше ВАЗу не нужно. Потому и ищут дополнительных партнеров, таких, как "РосЛада" и "Ижмаш-Авто".

Стратегический план по наращиванию производства разбит на три этапа. Первый, на текущий год - довести производственный потенциал до 5 тысяч. Второй, на 2003-й - освоение дизеля 1,8 и увеличение объема производства до 10 тысяч моторов. Третий, на конец 2004-го - выход на 30 тысяч. Жизнь, однако, корректирует планы - не всегда в лучшую сторону.

Решено передать изготовление некоторых деталей специализированным предприятиям. Например, комплекты "поршень-палец-стопорные кольца" будет поставлять костромской завод "Мотордеталь", об изготовлении форсунок ведутся переговоры с АЗПИ (Алтайским заводом прецизионных изделий), алюминиевое литье и РТИ будут свои, барнаульские. Увы, делать топливный насос высокого давления для легкового дизеля в стране пока никто не в состоянии - приходится закупать импортный.

Под вопросом пока два момента. Для блока цилиндров 1,8 л нужна новая отливка: ее, как и для 1,5-литрового мотора, будет поставлять весьма загруженное чугунолитейное производство ВАЗа. Вторая сложность касается турбодизеля - не все ладится с освоением производства турбокомпрессоров на Воронежском мехзаводе. Запасной вариант - японский аналог, более дорогой.

ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК

Несмотря на то что львиную долю времени занимает решение насущных проблем, трансмашевцы не забывают и о перспективах. Прикидки показали: если перекомпоновать навесное оборудование, дизель 1,8 разместится поперек моторного отсека - а значит, подойдет и для "десяток", и для "Калины".

Объем двигателя можно безболезненно довести до 2,3 л, создать пяти- и даже шестицилиндровый вариант, а в планах - дизель с непосредственным впрыском. Такой, который может соответствовать нормам токсичности Евро IV.

Дизель - тонкий агрегат: требует точного подбора деталей. Каждый поршень взвешивают и промеряют.

Линия сборки дизелей, пока мелкосерийной.

На щитке приборов дизельных "четверок" - сигнализатор свечи накаливания.

Подпишитесь на «За рулем» в